Историческое здание Рижского вокзала хотят продать
Лента новостей
Сделку готовят РЖД, ее детали пока неизвестны. Само здание вокзала было построено более 120 лет назад. Но из одного из самых красивых вокзалов дальнего следования Рижский превратился в обычную платформу для электричек МЦД-4. Какой может быть судьба легендарного здания?
С 1 марта 2023 года Рижский вокзал закрыт на ремонт. Изначально рассчитывали, что масштабная реконструкция для запуска МЦД-4 займет полгода. Но открыли вокзал только через полтора. Там полностью обновили навигацию, систему управления движением, построили две новые платформы, а также модернизировали здание.
В начале этой недели стало известно, что РЖД хотят его продать. На 27 сентября запланировано предварительное одобрение сделки на совете директоров. О ее стоимости и потенциальных покупателях ничего не известно.
По словам экспертов, разговоры о том, что Рижский вокзал будет закрыт, перенесен или перепрофилирован, начались еще в начале 2000-х. По сравнению с другими вокзалами Москвы у него в последние 15 лет был самый низкий пассажиропоток. Сейчас он используется в основном для пригородных поездов. Что же касается дальнего следования, то еще несколько лет назад с него можно было уехать в Ригу, Ржев и Псков, а теперь если только в Волоколамск, до которого также можно добраться с Курского вокзала.
Экспертам оценить объем сделки сложно. Но этот участок находится близко к центру Москвы и удобен с точки зрения транспортной доступности. Это очень интересная площадка для какого-то иного — не транспортного — использования, отмечает руководитель аналитического центра ЦИАН Алексей Попов:
Алексей Попов руководитель аналитического центра ЦИАН «Само здание является памятником архитектуры, как-то перестроить его будет проблематично. Здесь речь идет о его реконструкции, приспособлении под какой-то иной функционал, скорее всего, общественного или торгового назначения. В принципе, есть примеры перестройки вокзала в торговый центр: в Петербурге таким образом используется здание Варшавского вокзала. Я думаю, это наиболее логичный вариант, который может быть применен и здесь. С высокой вероятностью это мероприятие также привязано к вовлечению в коммерческий оборот территорий, непосредственно прилегающих к вокзалу, — проект застройки Рижского грузового двора. Возможно, это будет идти одним пакетом».
Под застройкой Рижского грузового двора имеется в виду комплекс из стеклянных небоскребов с аркадой, выходящей на Третье транспортное кольцо. На территории более 20 гектаров планируется построить многофункциональный комплекс «РЖД-Сити».
Уникальность Рижского вокзала в том, что он не был так радикально перестроен и дополнен, как тот же Ленинградский. Здание в русском стиле было построено еще в 1901 году по проекту петербургского архитектора Станислава Бржозовского. Тогда это были своего рода ворота в западную часть Российской империи. А сам вокзал назывался Виндавским. Виндава — нынешний латвийский Вентспилс — в начале XX века была крупным балтийским портом и имела большое значение для Москвы. Продолжает москвовед, автор и координатор проекта MoscowWalks («Прогулки по Москве») Александр Усольцев:
Александр Усольцев москвовед, автор и координатор проекта MoscowWalks («Прогулки по Москве») «В дореволюционное время в Прибалтике активно развивалось производство, например тот же самый «Руссо-Балт», там были железные дороги и порт, и сразу складывался очень удобный узел. Сообщение с этим экономически активным регионом было для Москвы краеугольным камнем в развитии на начало XX столетия. Свое значение он несколько утратил уже во второй половине XX столетия, поскольку крупные заводы уже были рассредоточены по территории Советского Союза. Особенность этого вокзала в том, что он стоит не как все вокзалы — поперек путей, то есть поезда прибывают в тупик и люди входят сразу же в вокзал, а он стоит вдоль. В этом есть своя задумка: он ориентирован именно на площадь и нынешний проспект Мира, когда-то Ярославский тракт, по которому въезжали в Москву уже с севера, и нужно было показать, как все выглядит красиво, уже с самого въезда».
Эксперты уверены, что радикально перестраивать здание Рижского вокзала нельзя. Если и создавать общественное пространство, то только гастрокластеры или ивент-площадки, обязательно сохранив высокие потолки.
В Москве есть подобные успешные примеры: то же «Депо» на Белорусской. Здание бывшего трамвайного, а потом троллейбусного депо удалось сохранить как образец промышленной архитектуры начала XX века. Только вот Рижский вокзал и крупнее, и сложнее в эксплуатации.