Роспотребнадзор начнет проводить «внезапные проверки» общепита
Лента новостей
Ранее ведомство могло проводить проверку на предприятии пищевого производства по согласованию с прокуратурой и только при наличии особого основания. Business FM спросила предпринимателей, как они относятся к нововведениям
Роспотребнадзор анонсировал «внезапные проверки» (без уведомления контролируемых лиц). Это будет происходить при условии, если есть риск нарушения требований по маркировке продукции. Об этом сообщило ведомство. Изменения вступят в силу 21 сентября.
Также по согласованию с прокуратурой Роспотребнадзор будет проводить внеплановые проверки предприятий, которые приступили к работе, не уведомив спецорганы о начале своей деятельности.
Business FM обсудила эти нововведения с рестораторами.
Совладелец сети вьетнамских кафе Lao Lee, основатель и владелец литературно-алкогольного салона «Сергей Есенин» Леонид Пятильройд:
— Риск возникновения чего-либо есть всегда и везде. Если отвлечься от юридической казуистики, де-факто получается, что Роспотребнадзор может проверять любое пищевое предприятие в любой удобный момент. Я не думаю, что согласование с прокуратурой будет каким-то препоном, потому что такого рода межведомственные согласования, как правило, происходят легко и просто. Поэтому мы, предприниматели, должны исходить из того, что в любой момент нас могут проверить.
— Какие нужно соблюдать нюансы, может быть, формального характера, чтобы быть готовым всегда к встрече с Роспотребнадзором?
— Объективно сейчас все проверяющие органы работают именно так. Если у тебя все сделано так, как должно быть, они просто в этом убедятся на месте и на этом попрощаются, к тебе не будет никаких дополнительных вопросов. По крайней мере, в нашей практике так.
— Но относительно маркировки как сомнения могут возникнуть, если это не жалоба гостя заведения?
— Априори можно считать, что такое может быть на любом предприятии общественного питания и на любом пищевом производстве. Если у тебя есть какой-то маркированный продукт, теоретически может случиться так, что он будет промаркирован неверно. Я просто думаю, что эта формулировка нужна для того, чтобы это не звучало слишком остро. Если бы просто сказали — мы с сегодняшнего дня решили, что будем проверять всех подряд, когда хотим... По сути, так и есть. А вот эта вроде как дипломатичная формулировка, мол, не всех, выборочно и при определенных сомнениях — мы и так всегда наготове, по большому счету это ничего в нашей жизни глобально не поменяет.
***
Совладелец сети баров Speak Group Николай Прохоров:
— Если мы говорим про маркировку, которая приходит через «Честный знак» в ЕГАИС, она просто так не встанет на витрину: пока не принялась, она туда не попадет. Если мы говорим про маркировку на открытые продукты — пюре, сок лаймов и так далее, — это ставится вручную.
— Есть технический риск не успеть, вручную не проставить?
— Да, конечно, как раз кто рискует, у тех есть шанс получить штраф. По факту такого не должно быть, что кто-то не успевает, то есть когда человек делает заготовки, он должен автоматически ставить маркировки, когда и что было произведено: с датой, со сроком хранения. Если мы говорим как раз про ЕГАИС, «Честный знак», поставка приехала, даже если произошло так, что не успел ее принять, он всегда может ее принять на следующий день, хоть какое-то время есть.
— Пока такой вещи, как внезапная проверка Роспотребнадзора, в практике общепита не существует. Они всегда тем или иным образом должны уведомлять?
— Да, по-хорошему, но, мне кажется, были какие-то моменты. В основном, если приходят жалобы, да здравствует проверка. Если ты работаешь без жалоб, все хорошо.
— Еще один пункт: ведомство будет устраивать внеплановые проверки предприятий, которые не уведомили о начале своей деятельности. Разве не уведомив о начале своей деятельности, можно как-то существовать?
— Скорее всего, это говорится про такие вещи, когда нет алкогольной лицензии, например про ИП. Сняли помещение и начали работать, открыли шаурмечную.
***
Вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России, совладелец ресторана GastroGarbar в Петербурге Леонид Гарбар:
— Каким образом они получат этот сигнал? Ткнут пальцем в список ресторанов и пойдут? Или все-таки кто-то их уведомит? В рамках внезапного похода можно найти все что угодно. У меня как-то был такой случай, когда пропустили описание на русском языке в этикетке на каком-то соусе, была одна бутылка, прилетел сразу же штраф. От человеческого фактора никто не застрахован. Дополнительная нагрузка — дополнительный способ тебя нахлобучить.
— Вот они придут, можно у них спросить: в какой момент вы начали опасаться иска отсутствия маркировки, вам кто-то об этом сказал?
— Спросить можно, вряд ли получишь ответ. Я думаю, что какие-то контрольные цифры, у них все равно есть план, его нужно выполнять.
— Есть заведения с хорошей репутацией, а есть показавшие себя плохо, годами имеющие плохую репутацию, может, для вторых как раз будут использовать эту абстрактную формулировку, если есть риск отсутствия маркировки?
— Я надеюсь, что так оно и будет, хотя бы более добросовестными и честными станут те предприниматели, которые раньше смотрели на это сквозь пальцы или не обращали внимания.
Также в Роспотребнадзоре сообщили, что срок проведения профилактических визитов в организации здравоохранения, образования, соцобслуживания и питания детей увеличены с одного до десяти рабочих дней.