В Ливане произошла вторая крупная атака
Лента новостей
На этот раз вместо пейджеров взрывались мобильные телефоны, автомобильные радиостанции и рации членов «Хезболлы». Двадцать человек погибли, еще 450 ранены, сообщил ливанский Минздрав
Обновлено в 12:00
В Ливане новая серия взрывов. На этот раз массово взорвались мобильные телефоны, автомобильные радиостанции и рации членов «Хезболлы». Погибли 20 человек, еще 450 ранены, сообщил ливанский Минздрав.
Сообщалось, что устройства начали взрываться во время похорон погибших днем ранее от взрывов пейджеров. Тогда, по данным Минздрава, погибли 12 человек, около четырех тысяч получили ранения. Помимо конкретного случая атаки на «Хезболлу» возникает опасение, что подобная технология может массово использоваться террористами.
Ливанский телеканал Al Mayadeen сообщает, что взрывчатые материалы были помещены внутрь платы приборов, это «делало их обнаружение в ходе обычных для импортируемой техники проверок невозможным». Получается, террористы могут пронести такое устройство в самолет и быть незамеченными? Комментирует военный эксперт, основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев:
— Если говорить о последствиях применения такого оружия в кавычках или без кавычек, летальных исходов мало, но эти несколько сотен, даже тысяч раненых выбыли из борьбы, практически целая бригада «Хезболлы». Средства коммуникации, вероятно, находились у всех офицеров, людей, от которых зависит отдача приказов другим людям. С большой вероятностью, выведен из строя именно не рядовой состав. Да, это новый фактор, который ранее не учитывался никем, и сейчас, вероятно, многие вооруженные силы, военные организации будут пересматривать свое отношение к безопасности, к закупкам устройств, приборов, самой разной электроники с учетом того, что эта электроника может быть кем-то как-то специально подготовлена для такого рода применения. Это касается абсолютно всех, включая Вооруженные силы РФ. У нас уже приняты меры для проверок той электроники, которая есть в наличии, которая закупалась где-то как-то, потому что закупка может происходить через дружественную страну, но огромное количество элементной базы производится на Тайване, в Китае, в Южной Корее, и дальше мы не знаем, где, как и кто мог произвести подмену либо тех или иных элементов электроники, либо отдельных блоков.
— Какое это взрывчатое вещество?
— Из тех материалов, которые вчера появились, в том числе среди военных специалистов, это сильнодействующая взрывчатка, и эти 20 граммов по своему воздействию могут быть близки обычным малокалиберным боеприпасам, например разрывным пулям, разрывным малокалиберным снарядам. Двадцать миллиметров — это уже расстрельные пушки, если такой снаряд взрывается рядом с вами, понятно, что у снаряда есть металлическая оболочка, которая может после взрыва наносить серьезные увечья, у пейджера — пластиковая оболочка, и увечья менее серьезные, но при фугасном воздействии при удачном нахождении объекта рядом с той или иной частью тела цели мы получаем в том числе летальный исход. Единственное, что можно сказать позитивное, — небольшая террористическая организация, скорее всего, не сможет организовать производство такого рода устройств на таком уровне. Это серьезная наукоемкая разработка, вероятно, была проведена разработка по упаковке сильнодействующего взрывчатого вещества в малогабаритные корпуса электронных приборов: микросхемы, элементы, которые размещаются на платах. Их надо сделать в достаточных количествах, и сделать так, чтобы эти изделия еще и работали, то есть они свою функцию выполняют, но при этом являются заряженными бомбами.
Накануне Sky News писал, что взрывчатку могли заложить в аккумуляторы пейджеров, а после дистанционно нагреть их, что привело к взрыву. Другие СМИ говорят, что вещество находилось в материнских платах устройств. Можно ли поместить инородный предмет в устройство так, чтобы его не смогли выявить на досмотре? Мнение проректора по цифровизации Национального исследовательского Томского политехнического университета Александра Фадеева:
Александр Фадеев проректор по цифровизации Национального исследовательского Томского политехнического университета «Небольшое количество инородного тела можно разместить в разных частях практически любого устройства, сделать устройство поджига миниатюрным тоже легко, и я не вижу ни в первой, ни во второй версии противоречий. Мне кажется сомнительным, что батарею нагрели до такой степени, чтобы она подожгла взрывчатку, но тоже может быть, потому что мы знаем, были истории, когда батареи сами по себе воспламенялись. И если бы рядом была взрывчатка, она бы обязательно сдетонировала. Чем больше устройство, тем больше возможность туда что-то спрятать. И в любом современном смартфоне, если мы его разберем, все равно есть пространство и пустоты, хоть их и все меньше становится в смартфонах, они делаются очень компактно, но всегда там есть пространство, куда можно что-то положить. И то, что не всегда это можно будет выявить, я не знаю, как работают устройства, которые выявляют, но на любое устройство можно найти противодействие. Если взрывчатка будет заранее упакована в миниатюрные коробочки, с виду похожие на микросхемы и очищенные от следов взрывчатки еще до того, как они помещены в смартфон, то ни детекторы не выявят, ни на просвет можно не выявить. Так как это устройство сработало на определенную команду, значит, оно не просто было приклеено на плату, оно было интегрировано в устройство, контактами соединялось с самим устройством, читало те сообщения, которые приходят на пейджер, то есть это точно должно было быть отдельной микросхемой, которая считывает все, что приходит на пейджер, и ждет команды. Если мы вспомним историю еще холодной войны, когда СССР приобретал устройства из-за рубежа, есть большое количество документированных фактов, когда приобретались ЭВМ и в них были установлены отдельные платы, которые вели слежку за тем, что делалось на этих ЭВМ. Что самое интересное, когда их извлекали, ЭВМ переставала работать, то есть эта тема не новая. Мы увидели эту массовость, высокую доступность микроэлектроники и поняли, что угроза может быть серьезнее, чем одна ЭВМ, которая в каком-то НИИ за кем-то следит».
Источники иранских СМИ говорят, что взрывчатое вещество могло быть специально разработано для этой миссии, поэтому его и не зафиксировало ни одно сканирующее устройство. Взрывы могли быть вызваны не нагреванием батарей, а контактом лития в аккумуляторе и этого специального вещества. Комментирует президент союза «Офицеры группы «Альфа» Алексей Филатов:
Алексей Филатов президент союза «Офицеры группы «Альфа» «Тяжело гадать, пока не пройдет реальная экспертиза. Если проанализировать ситуацию, учитывая то, что различные устройства взрываются — рации, домофоны, пейджеры, — все-таки их объединяет батарея. Почему батарея более реальна, потому что в ней легче спрятать взрывное устройство. Во-первых, сама по себе она массивная, в микроэлектронике это самая большая отдельная часть, а там маленькое количество взрывчатого вещества — 15-20 граммов, то есть это много для портативного электронного устройства. Во-вторых, так как они попали в разные устройства, представим, что в эти разные устройства были сделаны специальные микросхемы, начиненные взрывчаткой, это очень сложно. Во-вторых, оно дорогое, но явно очень эффективное, потому что при взрыве безоболочных взрывных устройств, а пейджеры, рации — безоболочные, мы видим серьезные, мощные ранения, в маленьком объеме заключена большая взрывная сила. Что это за химический состав, не берусь сказать, я не химик, да и не каждый взрывотехник сталкивался с такими взрывчатыми веществами, поэтому надо ждать официальной экспертизы».
Власти Ливана назвали взрывы пейджеров и раций израильской агрессией. «Хезболла» пообещала в ответ наказать Израиль. Министр обороны Израиля Йоав Галант заявил, что Израиль переносит «центр тяжести» своих военных усилий на северное направление, на границу с Ливаном, начинается новый этап войны.