Отели в России испытывают дефицит кадров, и ситуация будет лишь ухудшаться
Лента новостей
Отелям не хватает горничных, техников и барменов, а отельный бизнес не может предложить этому персоналу конкурентных зарплат. Как отели пытаются сохранить персонал и угодить клиентам в условиях кадрового голода и ограниченности ресурсов?
Из-за дефицита кадров отели дорожают, а качество услуг в них все хуже. Стоимость новогоднего отдыха в России подорожает на 20% по сравнению с прошлогодней. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на вице-президента Ассоциации туроператоров России Сергея Ромашкина. По его словам, гостиницы уже подорожали на 15-20% из-за нехватки горничных, поваров, администраторов.
При этом туристический сектор продолжает расти: АТОР ожидает до 100 млн внутренних турпоездок по итогам этого года. Как гостиницы меняют условия размещения из-за кадрового голода?
Отелям не хватает горничных, техников и барменов. Профессия горничной непрестижная, на нее в основном шли приезжие из Средней Азии. Из-за ужесточения миграционной политики и инфляции, отразившейся в том числе на ценах на съемное жилье, они стали уезжать на родину.
Технический персонал — электрики, слесари и столяры очень востребованы во всех секторах, а в гостиничном они должны быть и высокой квалификации, и с хорошим опытом работы. Это не про вчерашних выпускников колледжа. Профессионалам поступает так много предложений по зарплате как от гостиниц самого высокого класса, так и от сфер, не связанных с туризмом, что удержать их даже в четырех звездах — проблема.
Администраторов отельеры как раз набирают чуть ли не со школьной скамьи — на втором-третьем курсе профильных учебных заведений им предоставляют возможность совмещать работу и учебу, делятся опытом и пытаются удержать на рабочем месте хотя бы пару лет после окончания учебы.
Зарплата бармена в отеле примерно равна заработку в обычных кафе или ресторане. Но клиентов в баре отеля существенно меньше. А значит, и чаевых.
Помимо зарплат, гостиницы несут множество затрат: налоги, коммуналка, закупка оборудования, инвентаря и других товаров взамен испорченных, ремонт, инфляционные издержки. Конкурировать в зарплатах с другими отраслями — мощностей не хватает, поясняет общественный уполномоченный по гостиничному бизнесу при правительстве Москвы, директор сети мини-отелей «Стабильная линия» Игорь Лаврик:
Игорь Лаврик общественный уполномоченный по гостиничному бизнесу при правительстве Москвы, директор сети мини-отелей «Стабильная линия»«В гостинице очень резко ощущается нехватка линейного персонала. Наши москвичи вообще не идут на позицию горничных. Хотя у нас в Москве более 3 млн пенсионеров и женщины, которые выходят на пенсию в 50 лет и которые могли бы позволить себе работать горничной, получая пенсию. Таких москвичек не то что крайне малый процент, а он вообще ничтожный. Получается так, что горничные могут диктовать свои условия по трудовой занятости и по заработной плате работодателю».
Все чаще отели предлагают гостю комплименты за то, чтобы он, например, отказался от уборки в номере, рассказывает гендиректор гостиницы «Адмиралтейская» в Санкт-Петербурге Ольга Киселева:
Ольга Киселева гендиректор гостиницы «Адмиралтейская» в Санкт-Петербурге «Дефицит кадров у нас катастрофический. Поскольку гостиничная отрасль, к сожалению, не может предложить таких высоких заработков, как другие отрасли, то, безусловно, будет снижаться качество обслуживания. Вводятся мотивационные фишки для гостей, когда отели предлагают гостям, например, бонусы за отказ от уборки для того, чтобы снизить нагрузку на горничных, но при этом гостю предлагают какой-то бонус. Это может быть даже денежный бонус или какой-то комплимент в ресторане. Такие моменты сейчас наблюдаются все чаще. В высококлассных отелях три вида уборки, в том числе ночная подготовка номера. И вот на это, конечно, средств людского ресурса уже может не хватать».
По данным портала Superjob, если рост числа вакансий в среднем по рынку за год — 17%, то в отельном бизнесе — плюс почти 30%. Говорит руководитель исследовательского центра Superjob.ru Наталья Голованова:
Наталья Голованова руководитель исследовательского центра Superjob.ru «Средняя зарплата в гостиничном бизнесе начинается от 55 тысяч рублей для уборщиков, 65 тысяч рублей в среднем получают горничные, администраторы — 70 тысяч рублей, хостес — 65 тысяч, менеджеры по бронированию — от 60 тысяч. Если говорить о том, кто больше всего нужен в гостиничном бизнесе, то мы сейчас видим наибольшее количество вакансий и предложений для администраторов гостиниц. На втором месте горничные, потом уборщики. Из тех вакансий, которые на Superjob есть прямо сейчас, горничная в отель «Санкт-Петербург» от 100 тысяч до 120 тысяч рублей в месяц, менеджер по туризму в Москве от 100 тысяч рублей в месяц, горничная, Ленинградская область, 100 тысяч рублей в месяц».
Чтобы иметь возможность бороться за персонал рублем, отели и поднимают цены на новогодние заезды.