Главные темы переговоров в Монголии — газ и энергетика. Комментарий Георгия Бовта
Путин прибыл в Монголию с госвизитом
Лента новостей
Владимир Путин назвал в числе ключевых направлений сотрудничества России и Монголии развитие транзитного коридора между РФ и Китаем через Монголию и Улан-Баторской железной дороги, реконструкцию ТЭЦ и поставки горюче-смазочных материалов. Чем еще важен этот визит?
Президент РФ Владимир Путин посещает Монголию с официальным визитом. Он приурочен к 85-летию победы советской и монгольской армий над японскими агрессорами в сражениях у реки Халхин-Гол. Путин уже посещал Монголию в 2014 и 2019 годах, тоже в дни годовщины победы на Халхин-Голе.
Многие массмедиа, прежде всего западные, в связи с монгольским визитом акцентируют внимание лишь на ордере на арест Владимира Путина от Международного уголовного суда. Монголия давно ратифицировала Римский статут. А после марта 2023 года, с момента выдачи МУС ордера на арест, Путин еще не бывал с визитами ни в одной такой стране. Однако в Кремле, по словам Дмитрия Пескова, переживаний по этому поводу нет, а есть уверенность и гарантии Улан-Батора, что никаких неприятностей с Путиным не случится. Несмотря на призывы, в частности Украины, его арестовать. Но где Монголия, а где Украина. И вообще, это не главная тема визита. Главная связана с энергетическим сотрудничеством.
Как отметил Путин в интервью монгольской газете «Оноодор», Россия заинтересована в развитии трехсторонних взаимоотношений с Монголией и Китаем. Будет обсужден проект реконструкции ТЭЦ-3 Улан-Батора, которая дает 60% объема всей энергетики Монголии. Россия в лице «Роснефти» является ключевым поставщиком нефтепродуктов, а также авиатоплива для нового аэропорта «Чингис-Хан» в Улан-Баторе. На сей раз речь пойдет еще и о льготных поставках топлива и ГСМ, сообщил Путин. В том же интервью он заявил о «проработке» трансмонгольского газопровода, который по низкой стоимости будет поставлять газ из России в Китай.
Речь о газопроводе «Сила Сибири — 2», о котором говорят не первый год, но окончательно согласовать с Китаем цены поставок пока не удалось. Слухи о том, что Китай требует чуть ли не внутрироссийских цен, официального подтверждения не имеют. Впрочем, цены поставок по «Силе Сибири — 1» тоже не раскрываются. Недавно гонконгская газета The South China Morning Post писала, что Монголия исключила проект «Сила Сибири — 2» из долгосрочного плана развития до 2028 года из-за неопределенности на фоне разногласий между Москвой и Пекином по так называемому западному маршруту. Впрочем, эта информация исходила от бывшего чиновника, а материал содержал ряд неточностей. Тем не менее контракт между «Газпромом» и китайской CNPC действительно не подписан как раз из-за разногласий по цене.
Что такое этот западный маршрут? Это все та же «Сила Сибири — 2», но с изменениями. Сначала Москва предлагала тянуть трубу на 2800 километров по российской территории из Западной Сибири до монгольской границы, а далее через эту страну в Китай. Однако Китай не захотел зависеть от транзита через страну, которая была его частью до 1911 года, и настоял, чтобы одно ответвление шло непосредственно через российско-китайскую границу. Поэтому теперь «Сила Сибири — 2» пройдет так: от компрессорной станции «Володино» в Томской области до Иркутска по югу Красноярского края, включая города Ачинск, Красноярск, Канск. В самой Иркутской области маршрут пройдет с севера на юг через Зиму, Саянск, Ангарск, Иркутск и далее до соединения с «Силой Сибири — 1». А вот в рамках западного маршрута газопровод пройдет на юг Иркутской области, далее по Бурятии южнее Байкала до выхода к госгранице России с Монголией в районе населенного пункта Наушки.
Попутно монгольское направление станет самостоятельным проектом под названием «Газопровод «Союз Восток». И если изначально монгольские партнеры хотели ограничиться только транзитной ролью, то сейчас рассматривается возможность использования части дешевого трубопроводного газа для развития монгольской экономики. При этом упомянутая гонконгская газета была отчасти права в том смысле, что в планах монгольского правительства не заложено финансирование газопровода из России. Судя по всему, оно будет за счет «Газпрома», вернее Фонда национального благосостояния. Как и вообще проект «Сила Сибири — 2», каковой газопровод должны были ввести в строй в 2029 году, но теперь все затянется.
Зато наконец-то будут газифицированы Красноярск и Иркутск. Протяженность трубы по Монголии составит 963 километра, но вопрос о газификации республики пока открыт. Планируемая экспортная мощность западного маршрута составляет 50 млрд кубометров газа в год. Он дополнит «Силу Сибири — 1» с 38 млрд кубометров в год и дальневосточный маршрут, который запустят с 2027 года, мощностью 10 млрд кубометров в год. Это в совокупности к 2030 году даст, правда, все равно объем, примерно в 2-2,5 раза меньший, чем в лучшие годы шел в Европу. Однако текущая геополитика особо выбора не предоставляет. Китай это понимает, как и Монголия, а потому еще поторгуется.
В частности, Пекин заявлял, что ему до середины 2030-х вообще больше газа не нужно, а Си Цзиньпин не раз выражал заинтересованность в разработке альтернативных маршрутов поставок, в частности из Туркмении. Так что российскому президенту переговоры предстоят сложные, но перспектива закрепиться на «монгольском направлении» есть. Поэтому Путин туда и поехал лично.