16+
Четверг, 26 декабря 2024
  • BRENT $ 73.88 / ₽ 7359
  • RTS875.42
25 августа 2024, 20:01 Компании

Повлияет ли арест Павла Дурова на работу Telegram?

Расположенные в Европе серверы Telegram могут изъять спецслужбы

Лента новостей

В связи с арестом основателя популярного мессенджера появился риск изъятия серверов Telegram, которые расположены на территории Евросоюза. Скажется ли это на пользователях? Можно ли себя обезопасить от потери данных? И как вообще история с расследованием против Дурова может повлиять на работу Telegram?

Фото: Дмитрий Феоктистов/ТАСС

Основателя Telegram Павла Дурова задержали по прилете в Париж. Специализированные издания пишут, что из-за расследования дела против него европейские спецслужбы могут изъять серверы Telegram в Европе и США, и это может привести к потере персональных данных. Известно, что штаб-квартира компании Telegram находится в Дубае, а серверы — в разных странах, в том числе в Европе.

Комментирует эксперт по информационной безопасности, гендиректор Phishman Алексей Горелкин:

— В целом явно у Telegram децентрализованная система, явно она с декопированием. Возможно, я параноик, но уверен, что не один я до этого додумался, что руководство Telegram тоже до этого додумалось, и они придумали пути отхода, где будут у них серверы, чтобы все работало, и чтобы данные, даже если у них будут изъяты сервера, не были получены. То есть возможность шифровать данные так, что вы будете смотреть на сервак и все, там просто куча информации, которую, не зная алгоритма, ключей и прочего, не расшифруешь. При этом важно, что Telegram использует шифрование между клиентами. Мы сейчас с вами общаемся, и если посмотреть на звонок Telegram сверху, там есть определенные картиночки — это означает, что наш с вами звонок зашифрован, он нигде не хранится на серверах. Он может через них проходить, но в зашифрованном виде.

— То есть серверы могут изъять, но ничего с ними сделать не смогут в любом случае.

— Могут попробовать сделать. Если, к примеру, Дуров пойдет на какие-то уступки или если, предположим, ребята из спецслужб смогут как-то расшифровать каким-то немыслимым для меня способом, в теории можно сервера расшифровать и получить доступ к части данных или ко всем данным. Но все-таки это не так просто, и я уверен, что команда Telegram перестраховалась от подобного вмешательства.

— Серверы правда по всему миру?

— Я уверен, что да. Если бы это было в одной только стране, то долго бы грузились видео, фото и все остальное. Я уверен, это распределенная сеть, и во всех крупных странах, которые пользуются Telegram, находятся так или иначе мощности для работы данного мессенджера. То есть дата-центры находятся, я уверен, по всему миру, особенно в тех регионах, где активно пользуются Telegram.

— Может ли пропасть какая-то информация? Сейчас везде в телеграм-каналах стали раздавать инструкции, как сохранить данные.

— По поводу пропасть — да, сейчас возьмут, начнут изымать серверы, и если ваши данные хранились на нескольких серверах и все эти серверы изъяли, ваши данные пропадут. Вы все еще сможете общаться, но доступ к своим данным, к истории, которая у вас не сохранена на вашем устройстве или где-то в архиве, можете потерять, данные могут пропасть. Telegram — это не файловое хранилище.

— Насколько сейчас мошенники опять могут активизироваться?

— Это будет обязательно. Сейчас начнется волна — добавьте сюда свои данные, мы за вас все сохраним, все спасем. Естественно, сейчас этим будут пользоваться мошенники.

Комментирует эксперт по информационной безопасности, представитель группы компаний «Гарда» Лука Сафонов:

— Задержание руководителя онлайн-платформы не значит, что ключи могут попасть в третьи руки, он же не с собой в чемодане их возил. И в руководстве Telegram Павел, насколько мне известно, более операционную роль играет, нежели роль ведущего разработчика. Поэтому до ключей еще пока дойдет дело, может достаточно много времени пройти, чтобы оказать давление на разработчиков и так далее, здесь и сейчас это не происходит. Потом сам механизм работы тех же самых секретных чатов не подразумевает вмешательства третьих лиц, это немножко на другом уровне работает. Что касается самого задержания и попытки влияния на Telegram, думаю, здесь достаточно резонансный повод не только в плане российских внешнеполитических отношений, но вообще общемирового влияния. Я думаю, что, помимо России, достаточно много будет внешних высказываний, внешней помощи для того, чтобы Павла Дурова освободить от ареста и от возможного срока. Что касается предупреждения, думаю, Франция сама себе в ногу выстрелила таким способом, будет и отток туристов, и ухудшение бизнес-взаимоотношений. Если это произошло с одними, это может произойти и с другими, и это серьезный знак пересмотреть какие-то отношения с теми или иными политическими деятелями, бизнес-деятелями, ровно так же, как это произошло, после начала СВО стали зарубежные компании уходить из России.

— На функционале как это может сказаться и почувствуем ли мы что-то?

— Пока, я думаю, никак это не отразится. Павел Дуров не следил за серверами, не являлся дежурным сисадмином, поэтому, я думаю, пока все это будет работать, как и работало. В любом случае рядовые пользователи, я думаю, не заметят каких-либо изменений. Несмотря на то что Telegram достаточно большая и серьезная платформа, которая захватила рынок. Я думаю, что если даже что-то с Telegram и случится, достаточно в быстрое обозримое время появятся некие аналоги, которые смогут помочь нам общаться, и так далее. Что касается России, у нас вообще, как говорится, другой путь, у нас есть мессенджер от компании VK достаточно популярный, у нас есть внутрикорпоративные мессенджеры, например от «Ростеха». Поэтому, даже если Telegram перестанет работать в какой-то мере, то, условно, есть куда пересесть. Есть еще процент, который в нем вообще был не зарегистрирован, поэтому некоторые вообще не заметят того, что с ним что-то произойдет. В любом случае паниковать рано, и самое главное — опасаться деятельности мошенников, которые, скорее всего, на этом захотят нагреть руки.

Источник ТАСС в юридических кругах Брюсселя сообщил, что арест Дурова соответствует принципам Акта о цифровых услугах Евросоюза (The Digital Services Act — DSA), который гласит, что оператор соцсети или интернет-платформы ответственен за любой контент, который размещен на ней.

В мае сообщалось, что Евросоюз хочет распространить на Telegram новый закон, вступивший в силу с этого года в отношении интернет-гигантов Apple, Google и Facebook. Это ограничение контента и обязанность самостоятельно проводить модерацию опубликованных материалов. Формально Telegram не попадал под этот закон, потому что на тот момент у него был 41 млн пользователей в ЕС, а надо 45 млн.

Какой модерации мессенджера могут добиваться от Дурова во Франции и что может измениться в функционале Telegram? Рассуждает IT-обозреватель «Российской газеты», автор телеграм-канала «Токсичная цифра» Олег Капранов:

— Telegram занимается команда, у Telegram есть юристы. Поэтому совершенно точно не стоит говорить, что сейчас без Дурова платформа схлопнется, об этом говорить совершенно точно не стоит. Telegram будет работать. Есть кому обеспечивать его поддержку, работу и, я думаю, даже развитие до определенного этапа. Поэтому я не думаю, что на простых пользователях это каким-либо образом отразится в краткосрочной и даже среднесрочной перспективе.

— И мы ничего не почувствуем, никаких ограничений не будет введено в этом плане?

— Скорее можно говорить о законодательстве ЕС, но я думаю, что так или иначе Telegram бы столкнулся с необходимостью что-то с этим делать. И мы видим, что большинство платформ, большинство глобальных компаний, даже Apple, находят для себя какие-то точки соприкосновения с региональным законодательством, в данном случае законодательство ЕС такое же региональное, как и законодательство любых других стран. Делают какие-то исключения, делают какие-то выносы, ограничения в своей работе. Я думаю, что Telegram рано или поздно пришел бы к этому. Мне кажется, здесь гораздо более важно то, что в целом мы сегодня наблюдаем, наверное, закат глобальных платформ, которые могли работать по всему миру, которые могли управляться гражданами мира и транслировать на все страны без исключения какие-то свои ценности, и все будут как-то теперь отстраивать свою работу.

— То есть это будет такое же выпиливание материалов, как в Facebook (принадлежит корпорации Meta, признанной экстремистской и запрещенной в России. — BFM.ru), в YouTube и так далее?

— Да. Или как разрешение устанавливать приложение из сторонних магазинов приложений, как сейчас вынужден Apple, чего он делать очень не хочет. Поэтому я думаю, что в каком-то таком формате это будет происходить, и я думаю, что сейчас все цифровые платформы сделают выводы для себя, что время того, когда с ними разговаривали и их убеждали в рамках каких-то гражданских споров, даже судебных, прошло, и все будет жестче.

В июле сам Дуров оценивал число активных пользователей мессенджера по всему миру в 950 млн человек. И тогда же заявил, что Telegram должен оставаться свободной средой, независимой от каких-либо государств.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию