В России растет оборот рынка готовых рационов питания
Лента новостей
По итогам 2024 года он может увеличиться на 22%, до 18,4 млрд рублей. Хотя ранее аналитики прогнозировали спад интереса к этому сегменту доставки
Рынок готовых рационов растет после двухлетнего спада, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на данные Infoline. Причем это касается и доставки готовой еды, и наборов для приготовления блюд. Сервисы предлагают сбалансированный вариант питания с подсчетом калорий и белков, жиров и углеводов.
Это удобно и для тех, кому не хватает времени на готовку, рассказывает москвич Иван. Он постоянный клиент доставки наборов для готовки.
«Ты заказываешь пять блюд по две порции и тратишь вечером от 15 минут до 30 минут, чтобы приготовить себе ужин. Нам кажется, что это лучше, чем готовая еда, но, конечно, бывает не без огрехов. Иногда рецепты недоработаны, если это какие-то новые блюда. Или бывает, что выбор, который предоставлен на неделю, когда мы заказываем еду, нам не очень подходит, приходится что-то выдумывать новое. Но в целом периодически мы возвращаемся к этому варианту. Более того, мне кажется, он получается чуть более бюджетным, и нам не надо тратить выходные на то, чтобы закупаться продуктами, которые могут испортиться, если мы вдруг захотим поужинать в ресторане, например».
Заказать доставку рациона еды можно на несколько дней, неделю, месяц или сразу два месяца. От выбранного периода могут зависеть и цены: чем он больше, тем выше скидка. В Москве можно найти варианты стоимостью в среднем до тысячи рублей в день, есть варианты за 500 и 700 рублей. Появляются и максимально бюджетные варианты, и это помогает росту рынка, отмечает гендиректор «Infoline-аналитики Михаил Бурмистров:
Михаил Бурмистров генеральный директор «Infoline-аналитики» «Серьезный драйвер, который мы видим, — это развитие бюджетных рационов. У лидеров рынка есть линейки, которые стоят 9,9 тысячи рублей на 30 дней. И это суперинтересное предложение, несмотря на то, что там не весь объем калорий, который нужен для того, чтобы полностью удовлетворить потребности в 1400-1500 калорий, то есть это не любому человеку хватит. Но даже с этим, например, для студентов, для тех, кто действительно не имеет возможность готовить, но хотел бы питаться бюджетно, при этом здорово и полезно, это классное решение».
Однако рост популярности доставки рационов вряд ли будет значительным и дальше. Как минимум потому, что они с трудом найдут своих клиентов в регионах, считает независимый эксперт FMCG-рынка Александр Афиногенов:
Александр Афиногенов независимый эксперт FMCG-рынка «Это, конечно, не дешевле, чем самостоятельно купить набор продуктов. И города с населением меньше 100 тысяч вряд ли полезут в эту тему — в готовый рационный набор, в наборы для приготовления еды, потому что рядом деревни, и любой здравомыслящий житель нашей страны, который понимает, сколько стоит картошка, морковка, мясо и так далее, конечно, готовит сам».
Из других минусов пользователи доставок называют однообразие рациона и иногда качество самих блюд. Приходится перепробовать по несколько компаний, чтобы найти свою.
И еще один антитренд — это большое количество пластика, которое используют для упаковки еды. Некоторые сервисы предлагают сдать его курьеру, который принесет новую порцию питания, но в основном сдать контейнеры на переработку не так просто, отмечает сооснователь экоцентра «Сборка» Нафиева Анна:
Нафиева Анна сооснователь экоцентра «Сборка» «Подавляющее большинство регоператоров, компаний, которые обслуживают вашу контейнерную инфраструктуру, забирают ваши отходы, они это не отсортировывают. Они выбирают только простые, понятные фракции. Как раз контейнеры от готовой еды, к сожалению, к ним не относятся. Это глобальная проблема. Также туда не относятся, например, одноразовые вилочки, ложечки, трубочки, которые тоже могут сопутствовать готовому рациону и доставке готовой еды, потому что они слишком мелкие. Поэтому многие люди, кто уже более или менее прошарен в теме раздельного сбора и хочет, чтобы его отходы действительно попадали на переработку, не сдают эти материалы в городскую систему, они сдают их либо в экоцентры, как наш, либо на различных акциях, выездных мероприятиях».
На доставку рационов переходят компании, которые уже производят готовую еду. Это, например, «Милти», а также «Вкусвилл», который запустил сервис «Вкусмил». Они понемногу начинают теснить основных игроков рынка — Performance Group, Grow Food, Elementaree, «Шефмаркет» и Justfood. Но до переворота в отрасли пока далеко — доля этих компаний на рынке пока что сократилась только на 0,8 процентного пункта.