Префаб-дома, часть II: частный заказчик, гостиничный бизнес, загородный девелопер — движение по нарастающей
Лента новостей
Сегодня частные клиенты небольших компаний и отельеры, сделавшие ставку на глэмпинги, — основные префаб-интересанты. Однако востребованность префабрикации в классическом загородном строительстве явно растет, пусть и не такими темпами, как хотелось бы игрокам сегмента
Продолжая начатый в прошлый раз разговор о префаб-технологиях, позволяющих прямо на стройплощадке собирать дома из изготовленных на заводе модулей, основатель выставки Open Village Владислав Копица подчеркивает: многие «модульщики» не очень-то любят сотрудничать с крупным или средним бизнесом и отдают предпочтение работе с частными заказчиками.
Отчасти потому, что, по его наблюдениям, немалая часть российских «модульщиков» — эдакие компании-самоучки, которые, пройдя через долги, убытки и потери, вышли на определенный уровень, может быть, даже доросли до какого-нибудь собственного небольшого арендного поселочка, но не более, и клиент-частник им как-то ближе и роднее. Отчасти потому, что «они бедные, достаточных денег, позволяющих вложиться в серьезный проект и контролировать стройку с позиции соинвестора, не имеют, а средне-крупный бизнес в погоне за прибылью начинает «давить» их по цене, что практически всегда приводит к снижению качества, может, и не сразу заметному. Так что лет через пять, понимают «модульщики», начнутся всякие претензии, которые никому ни разу не нужны».
«Вот когда они станут побогаче и научатся говорить нет, они займут эту нишу. Потому что они большие молодцы, и я скажу так: многие европейцы могут ехать к нам учиться делать модуль», — уверен Владислав Копица, считающий, что префаб как серьезный сегмент загородного рынка — все-таки скорее дело будущего, чем настоящего.
Управляющий партнер компании KUB House Андрей Карпов не согласен. «Я уверен, что про префаб-технологии мы можем говорить не только в будущем ключе, но и в настоящем тоже. Уже заметен огромный интерес специалистов к префабрикации, который обусловлен ее высокой эффективностью, снижением сроков строительства, экономией затрат и отсутствием ограничений по внешним размерам или габаритам здания. Потребители в свою очередь получают возможность быстрее стать владельцами готового объекта с высоким качеством и современным дизайном», — напоминает эксперт.
Андрей Карпов управляющий партнер компании KUB House «В настоящее время одним из примеров успешной префабрикации в строительстве являются CLT-панели, которые мы уже активно применяем вместе с внутренними RnD-разработками. Это инновационная технология строительства — усовершенствованная клееная древесина, практичный и экологичный материал. Она обладает рядом преимуществ, таких как высокая скорость строительства, отсутствие усадки, отличные несущие свойства. Для возведения дома даже в десять этажей не потребуется дополнительного укрепления. Благодаря этим свойствам CLT-панели становятся все более популярным выбором при строительстве как жилых, так и коммерческих объектов».
Но, судя по рассказам игроков рынка, все-таки не жилая, а коммерческая недвижимость — ключевое направление потребления префаб-технологий на нынешнем этапе развития сегмента. И, по общему мнению, со все большим и большим отрывом тут начинают лидировать глэмпинги.
Дмитрий Береснев вице-президент Segezha Group «Для строительства глэмпинг-отелей префаб-технологии — идеальное решение, но на практике малые и средние предприниматели (а именно они ведут бизнес в этом сегменте загородного отдыха) пока не очень активно наращивали данный номерной фонд. Больше были востребованы такие конструкции, как утепленные тенты и сферы. Надеемся, что за счет существующих мер господдержки, грантовых проектов по развитию туризма ситуация будет меняться. Тем более что рынок глэмпингов в России имеет позитивные прогнозы роста: по разным оценкам, только в 2024 году должно появиться не менее 200 новых экоотелей».
Руководитель направления «Домокомплекты» компании «Технониколь» Дмитрий Апанасенко, оценивая клиентскую палитру завода по производству домокомплектов по панельно-каркасной технологии в городе Семенове Нижегородской области, подчеркивает, что заказчиками «Технониколь» являются ее сертифицированные партнеры — строительные компании.
Дмитрий Апанасенко руководитель направления «Домокомплекты» компании «Технониколь» «Но если рассматривать цепочку дальше, то, в принципе, наши конечные потребители — это частные клиенты, которые строят себе дом, и да — отельеры, которые заказывают коттеджи для своих кемпингов и глэмпингов. То есть речь идет о гостиничных комплексах, которые расширяют номерной фонд именно за счет вот таких гостевых домиков, как правило семейного типа. Застройщикам, работающим с традиционными коттеджными поселками, мы поставляем кровельные панели, например, но вот в рыночные префаб-поставки мы с ними пока не вошли, к сожалению. И планов строить собственный коттеджный поселок у компании нет».
Директор по стратегическому развитию Ассоциации деревянного домостроения, управляющий партнер компании «Норвекс Арт» Семен Гоглев тоже признается, что его компания придумала комбинированную префаб-историю именно для глэмпингов. Комбинированную, потому что стенки у домика жесткие, а верх купола — мягкий и утепленный.
Семен Гоглев директор по стратегическому развитию Ассоциации деревянного домостроения, управляющий партнер компании «Норвекс Арт» «К доработке этой префаб-модели мы хотим подключить бюро Тотана Кузембаева, и мы уже сейчас называем все это не глэмпингом даже — это «шератонинг», люксовый вариант домов с санузлом и теплым душем внутри, а не через дорогу, как это часто бывает, с собственным кухонным уголком и так далее. Мы уже привлекли к сотрудничеству компанию, руководитель которой долгое время делал утепляющие оболочки для спускаемых аппаратов, а затем по заказу МЧС — палатки, способные выдерживать температуры до минус 60 градусов! Так что, создав утепленный вариант домика, мы серьезно расширим географию строительства глэмпингов и сделаем их практически всесезонными для людей, которым интересно вот так проводить каникулы на природе. Вот хочу послушать, что скажут посетители выставки «Малоэтажная страна» в Алтуфьеве, увидев нашу модель».
Частные инициативы — вещь, конечно, достойная, но их одних не хватит. «Для более быстрого развития префабов, конечно, важно работать над улучшением стандартов и сертификации. Высокие стандарты качества и безопасности являются основой для доверия потребителей и специалистов к префабрикации. Поэтому стратегические документы (например, дорожная карта Минстроя и план мероприятий по совершенствованию технического регулирования в области строительства и пожарной безопасности многоэтажных деревянных зданий) стимулируют движение сегмента вперед», — уверен Андрей Карпов.
«Одним из важных стимулов может стать разработка единых стандартов для загородных объектов размещения, включая глэмпинги. Стандартизация, в частности, позволит упростить процесс классификации объектов для предпринимателей», — соглашается Дмитрий Береснев.
А вот руководитель Ассоциации развития модульного строительства (АРМС) Екатерина Домингес, с которой побеседовал BFM.ru, все-таки ведет речь не столько о глэмпингах, сколько о сфере малоэтажного строительства и ИЖС в целом. Именно этот широкий сегмент она называет одним из самых привлекательных для производителей модульных домов и конструкций из-за условно быстрого входа на рынок и возросшего спроса у потребителей.
А как бы вы оценили интерес к префабам со стороны конечных покупателей?
Любой? Вне зависимости от материала?
Как вы считаете, что надо сделать, чтобы префабрикация развивалась активнее?
Есть еще одна инициатива — включение в проекты КРТ обязательного использования модульных конструкций при строительстве социальных или инфраструктурных объектов, ИЖС, расселении аварийного жилья, продолжает эксперт.
«АРМС совместно c RuGBC также анонсировала на конференции Green Building на полях MosBuild инициативу по подготовке производителей модульных конструкций на соответствие зеленому ГОСТу для МКД и ИЖС. Застройщики и конечные покупатели должны знать о зеленых эффектах модульных домов и префаб-технологий и о преимуществах, которые даст проектам их использование», — считает Екатерина Домингес.