«Ъ»: «Автодор» предложил не заправлять авто на платных трассах для тех, кто не оплачивает проезд
Лента новостей
В операторе «Магистраль северной столицы» считают, что необходимо увеличить штраф. Насколько велика проблема и достаточно ли у владельцев платных трасс правовых инструментов?
Владельцы платных дорог ищут новые способы борьбы с неоплатой проезда. Некоторые операторы, в частности «Магистраль северной столицы», считают, что необходимо увеличить штраф. Так уже поступили в Москве, с 1 сентября штрафы за подобное нарушение вырастут вдвое — с 1,5 тысячи до 3 тысяч рублей.
Но «Автодор», как отмечает газета «Коммерсантъ», рассматривает и другой вариант борьбы с неплательщиками. Госкомпания предлагает отказывать в обслуживании на заправках тем водителям, которые пытаются скрыть госномера автомобиля или сделать их нечитаемыми. На данный момент за это нарушение водителю грозит лишение прав до трех месяцев. В будущем этот срок могут увеличить до полутора лет — сейчас готовятся соответствующие поправки. О предложении «Автодора» говорит автоюрист Илья Афанасьев:
Илья Афанасьев автоюрист «Автодор» не вправе никому отказывать в заправке автомобиля, даже на тех дорогах, которые находятся в их ведении. Потому что сделка по продаже бензина является публичной сделкой, поэтому ее условия равны для всех. Потому что тот, кто продает бензин на заправке, он же не говорит, что у тебя Lexus, у тебя бензин будет стоить дороже, у тебя «Жигули», тебе дешевле. Поскольку условия для всех одинаковые, эта сделка является публичной, и продавец не вправе отказать в совершении такой сделки. Таким образом, все влажные мечты «Автодора» находятся вне правового поля касательно запрета в совершении публичной сделки».
В «Автодоре» проблему неоплаты проезда называют «значительной, но контролируемой». Для ее решения госкомпания уже прибегает к судебным приказам — упрощенному механизму взыскания долгов до 500 тысяч рублей. На трассах М-12 и ЦКАД сотрудники ГАИ проводят рейды, где выявляют автомобили со скрытыми или видоизмененными номерами.
О том, насколько велика проблема и достаточно ли у владельцев платных трасс правовых инструментов для привлечения нарушителей к ответственности, говорит партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто:
— На тех дорогах, где останавливают шлагбаумы, ситуация более-менее нормализовалась. В какой-то момент там было большое количество неплательщиков, но установили, во-первых, железные шлагбаумы вместо мягких, установили дополнительные камеры и светофоры и начали штрафовать за проезд на красный свет. В общем, там победили. Но существуют как минимум две дороги во владениях «Автодора», и уже в Москве две таких дороги, там нет шлагбаумов, только камеры фиксируют номер, и там выяснилось, что появилась эта неприятная проблема, когда некоторые персонажи снимают номера, некоторые используют номера-перевертыши. Не зря же говорили о том, что за сокрытие номера хотят сильно увеличить наказание, такой законопроект есть, и он в высокой вероятности пройдет. Но помимо того, чтобы увеличить наказание, владельцы дорог пытаются что-то придумать, в таких системах нет еще шлагбаума. Достаточно действенными оказались штрафы, но этого оказалось мало. Сейчас на трассе М-12, например, регулярно дежурят экипажи ДПС, они дежурят на съездах и получают информацию с камер о том, что едет автомобиль, например серый Opel без номеров, и они серый Opel целенаправленно вычисляют, останавливают и назначают наказание за умышленное сокрытие номеров. Возможно, с помощью таких мер удастся как-то объяснить людям, что они не правы, что, если не хочешь платить, езжай по бесплатной, в Москве она есть тут рядышком. Что касается инициативы не обслуживать на АЗС, мне кажется, что это вещи не связанные. Хотя варианты с черным списком вполне каким-то образом возможны, как в самолетах: тех, кто дебоширил один раз, вносят в черный список и посматривают очень пристально, а в некоторых случаях могут вообще не пустить в самолет.
— Достаточно ли сейчас инструментов у операторов и владельцев платных дорог?
— Нет, собственных инструментов недостаточно. Совместные работы с ГАИ приносят свои плоды, но насколько это ГАИ интересно, я не очень знаю. Нужны, наверное, какие-то меры в виде усиления наказания за попытку скрыть номер, это будет, наверное, в ближайшее время. И какие-то меры, чтобы этих людей, которые скрывают номер, не только регистрировала камера, но и ловили реальные сотрудники ГАИ.
Всего в прошлом году Ространснадзор вынес более миллиона штрафов за неоплату проезда по платным магистралям. Большая часть из них пришлась на Центральную кольцевую дорогу и трассу М-12 «Восток» — более 960 тысяч рублей. Отмечалось, что более 30% штрафов в итоге отменили — автовладельцы успели погасить долг, а 20% с ЦКАД и М-12 направили в Федеральную службу судебных приставов для принудительного взыскания.