Трудности перевоза: как компании-мошенники зарабатывают на уходе из России импортных автобрендов
Лента новостей
Такие нечестные дилеры собирают деньги с желающих купить не представленные в РФ иномарки и не боятся судебного преследования. Какие шансы у потерпевших вернуть свои деньги при обращении в правоохранительные органы?
Многодетный отец Виталий рассказал, что накопил на вместительный Hyundai Palisade, чтобы возить детей в сад и школу. Среди компаний, которые занимаются доставкой машин из Кореи, выбор пал на ООО «Шиноби Моторс». Компания размещала много объявлений о продаже корейских авто на онлайн-площадках, были положительные отзывы клиентов, реальный офис, телеграм-канал, реквизиты. Менеджеры всегда на связи, корректны и компетентны.
В середине мая прошлого года заключили договор, оплатили за машину 3 млн рублей наличными. По договору срок поставки должен был составить три месяца. Прикрепленный менеджер написал расписку в получении средств и прислал инвойс на корейском о переводе оплаты за машину. И три месяца Виталию докладывали, как автомобиль снимают с учета в Корее, отправляют в Киргизию, проходят таможню, перегоняют в Москву и так далее.
За каждый этап покупатель доплачивал, в итоге доплата составила еще миллион рублей. За это время менеджер уволился, а новый сотрудник, оказавшийся коммерческим директором, на контакт шел неохотно, но продолжал утверждать, что машина в пути. Еще спустя два месяца клиенты уже сами выяснили, что их автомобиль в Киргизию и не заезжал, а в Корее разрешение на его экспорт не выдавали. Продавец сослался на логистические накладки и предложил перезаключить договор на другую компанию. Та, другая, доверия тоже не вызвала, и покупатели расторгли договор, потребовав вернуть деньги. Этого так и не случилось.
Параллельно выяснилось, что пострадавших от «Шиноби» и аффилированных с ней компаний два десятка: люди отдавали деньги, и их кормили обещаниями. После заявлений в полицию возбудили уголовное дело. Коллективный ущерб составил примерно 80 млн рублей, но потерпевшими по делу признаны лишь 11 человек.
Виталий заявляет: одни и те же сотрудники фирм-однодневок давно знали друг друга и работали совместно, занимаясь систематическим обманом клиентов. А руководство и бухгалтерия этих компаний осуществлялась несколькими близкими родственниками.
Однако в статусе обвиняемых только двое: тот самый коммерческий директор, который сразу всю вину взял на себя, и гендиректор, его кузен. Остальные — свидетели. Арест на имущество и счета братьев наложили только спустя полгода. И теперь надежды пострадавших на возврат средств тают, уверен Виталий.
«Задействована там и Республика Корея. У нас есть статья 453 Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации, где наши следственные органы могут запрашивать у компетентных органов любой другой страны данные для составления и для прикрепления их к делу. Мы сейчас не знаем, был ли какой-либо партнер у «Шиноби Моторс», переводились ли туда деньги, покупались ли автомобили. То есть вообще действия партнеров у компании там, за границей. Мы об этом ничего не знаем. Тем не менее, если в процессе суда защита обвиняемых будет говорить о том, что все делали, покупали, и так случилось, что нам плохие партнеры не отправили автомобили, не исключена вероятность, что обвиняемые будут оправданы».
Под легендой автопродаж действует немало мошеннических фирм, подтверждает адвокат Владимир Воронин. И получить обратно свои деньги удается мало кому из клиентов.
Владимир Воронин адвокат «Вопрос: эти деньги фактически где-то остались? В распоряжении обвиняемых, если у них есть какое-то имущество, какие-то банковские счета арестованные, то есть хоть что-то, из чего можно вытащить эти деньги, тогда шансы какие-то есть. Если люди изначально строили мошенническую схему, то, скорее всего, они предполагали, что рано или поздно что-то может пойти не так, их могут задержать. Как правило, такие люди не держат деньги или какое-то имущество, активы на себе во избежание этой ситуации».
Чтобы избежать подобных ситуаций эксперты советуют выбирать в партнеры не малоизвестные фирмы, а крупных автодилеров с историей и большими объемами поставок. Комментирует экс-президент Ассоциации российских автомобильных дилеров Олег Мосеев:
Олег Мосеев экс-президент Ассоциации российских автомобильных дилеров «К сожалению, на том, что есть желание людей получить не китайские автомобили и получить их дешевле, развелось большое количество мошенников с одной стороны, и к ним еще добавим тех, кто так называемые оптимисты, которые, не зная этот бизнес, думая, что можно заработать, пытаются организовать поставку автомобилей и иногда сами попадают на мошенников, которые работают в Корее и в Китае. То, что регулярно такие случаи бывают и такие люди приходят потом к дилерам, со слезами рассказывая эти все истории, это не единичный случай, к сожалению».
Пострадавшие в этом случае официально обратились к генпрокурору Игорю Краснову и главе СК Александру Бастрыкину с просьбой взять под контроль ход данного расследования и привлечь виновных к ответственности.