Из-за аварии на шлюзах Беломорканала в Карелии запретили движение судов
Лента новостей
В Сегежском районе размыло временную перемычку — ее установили для ремонта старой плотины. Подтопило несколько прибрежных домов, погиб один человек. Пик подтоплений пришелся на четыре часа дня 29 июля, на месте работают спасатели
Прорыв плотины в Сегежском районе произошел рано утром 29 июля, в половину седьмого, и сразу разбудил местных жителей — в первую очередь тех, кто живет в шлюзовом поселке. Вода прошла мимо станции Шавань и добралась до поселка Надвоицы ниже по течению, где встретилась со второй плотиной.
Эпицентр подтоплений, таким образом, растянулся на территорию между шлюзами 10-м и 11-м Беломорканала. Места эти безлюдные, поэтому ущерб вода нанесла сравнительно небольшой. Хотя началось все внезапно, рассказывает местная жительница Елена, она передала слова матери, которая живет в шлюзовом поселке:
«Смыло забор, огород, поплыли дождевые бочки, подтопило подвал, вода поднялась выше крыльца. Сначала она думала, что это звук какого-то идущего поезда: недалеко железнодорожная станция «Шавань». Она уже подошла к окну, увидела, что потоки несутся по улицам. У трех домов, которые были ближе всего к плотине, унесло машину, лодки, катера — в общем, какой-то ужас. Дороги разбиты, все раскурочено, плотины нет. Все сравнялось сейчас, уровень спал. Люди там жили всегда: это шлюзовой поселок, который обслуживал шлюз, есть многоквартирные дома и дома частные, дачники приезжают. Красивое место, и довольно-таки спокойно, никогда никаких инцидентов не было».
Вскоре выяснилось, что прорвало все-таки не саму плотину, а земляную перемычку, которую рабочие установили совсем недавно, чтобы провести ремонт. Реконструкция плотины идет третий год, работы планировали завершить как раз к концу этого. Ремонт оценивался в 440 млн рублей. Последний раз плотину проверяли в январе, и тогда все было в порядке. До начала реконструкции объект был единственной деревянной плотиной, сохранившейся в России.
На место прибыл губернатор Карелии Артур Парфенчиков и записал несколько обращений на фоне бурлящей реки. Он заверил, что подтопление теперь контролируется, воду стараются удержать в русле, приступили к аварийным сбросам воды:
Беломорканал — важнейшая водная артерия, соединяющая Белое море с Онежским озером и имеющая выход в Балтийское море, с прямым выходом на Волго-Балтийский водный путь. Канал вмещает два десятка гидроузлов, кругом шлюзы, плотины и дамбы.
Канал тянется на 227 километров, и прорванная плотина находится примерно посередине. Суда курсируют здесь постоянно, и сейчас Росморречфлот был вынужден ввести запрет на судоходство как раз на участке между 10-м и 11-м шлюзами. В момент прорыва плотины на судоходных трассах канала находилось около 40 судов, грузовых и пассажирских, в том числе несколько круизных теплоходов. Их, по данным АТОР, уже разворачивают обратно в Онежское озеро.
Следующим этапом станет поиск виноватых — это будут либо рабочие, установившие ненадежную перемычку, либо обслуживающая организация, следящая за плотиной, продолжает научный руководитель Института водных проблем РАН Виктор Данилов-Данильян:
— Может быть, неграмотность или халатность, как вы считаете?
— Я думаю, что это просто недостаточная квалификация.
Следственное управление СКР по Карелии начало доследственную проверку по статьям о халатности и нарушении правил безопасности при ведении строительных работ. На месте продолжаются поисково-спасательные работы.