Диверсия во Франции: транспортный коллапс, неуловимые организаторы и угроза для Олимпиады
Железнодорожный коллапс произошел во Франции из-за диверсий
Лента новостей
Группа неизвестных подожгла сигнальные шкафы на железнодорожных ветках вокруг Парижа в день открытия Олимпийских игр
Олимпиада в Париже по традиции началась с огня — правда, не олимпийского, а с поджога сигнальных шкафов вдоль основных линий скоростной железной дороги по все четыре стороны света от французской столицы. Тщательно организованная атака пришлась на первый день Игр и парализовала транспортные потоки в обоих направлениях: желающие увидеть первую в истории церемонию открытия Олимпиады за пределами стадиона застряли за городом, а сами парижане не смогли бежать от столпотворения на загородные дачи.
Одну из атак на ветке Париж — Лион каким-то образом удалось предотвратить, хотя о задержаниях не сообщается. На трех других направлениях — на Бордо, на Лилль и на Страсбург — движение поездов полностью или практически прекращено. Рассказывает корреспондент Sky News в Париже Адам Парсонс:
«Министр спорта Франции Амели Удеа-Кастера после заседания заявила, что это была диверсия, направленная против олимпийцев. Атака была масштабной и тщательно организованной. Глава ведомства выглядела разозленной и напряженной, однако она подчеркнула, что злоумышленники не смогут помешать проведению Олимпиады. Я спросил политика, могли ли за инцидентом стоять террористы или власти какого-то государства. Удеа-Кастера ответила, что таких данных нет, но исключать это нельзя. Но также это могли быть и некие протестующие. Во Франции присутствует многовековая традиция протеста. В последние годы французы протестовали в первую очередь против повышения пенсионного возраста. Также на акции с перекрытием автодорог собирались фермеры, недовольные ценами на зерно. Все эти демонстрации были масштабными, публичными и предсказуемыми. Здесь же речь идет о диверсии, которую кто-то тайно организовал. То есть это скорее преступление, а не акция протеста».
Вопрос Sky News о причастности иностранных властей не случаен: за день до открытия Олимпиады прокуратура французской столицы сообщила об аресте гражданина России, обвиняемого в подготовке «дестабилизации» Олимпиады и работе на иностранную разведку. По данным источников Le Monde, арестован некий Кирилл Грязнов из Перми, во Франции он учился готовить кордон-блю и работал в Куршевеле.
Более того, издание весьма любопытно описало историю задержания россиянина: якобы его в состоянии алкогольного опьянения не пустили на самолет из Стамбула в Париж, после чего он полетел в Софию и в ресторане начал рассказывать посетителям, что едет на Олимпиаду с секретной миссией, чтобы устроить французам такую церемонию открытия, «какой у них еще никогда не было». Как утверждается, при обыске дома у арестованного были найдены неназванные документы «дипломатической значимости». Прямых обвинений в отношении Москвы не озвучено, а пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков назвал сообщения «курьезными». Как бы там ни было, французским правоохранителям не удалось предотвратить диверсию. Продолжает старший аналитик CNN по безопасности Джульетт Кайем:
«Я никогда еще не видела такой концентрации сил безопасности на территории какого-либо мегаполиса. Но при этом на небольшом отдалении от французской столицы было совершено многовекторное нападение на объекты транспортной инфраструктуры. Ясности по ответственным нет. Мы отслеживали деятельность протестных организаций, недовольных проведением Олимпиады: в принципе это могли быть они. Есть и гипотезы о какой-то связи инцидента с войной Израиля и ХАМАС, но ничего конкретного. Ясно одно: последствия для транспортных потоков были огромными, а часть сил безопасности из Парижа теперь передислоцируется в окрестные регионы».
Власти Франции заранее готовились к попыткам терактов или провокаций: на улицы Парижа вывели до 45 тысяч сотрудников правоохранительных органов, 20 тысяч работников охранных компаний и 10 тысяч военнослужащих.
По данным властей, диверсии на скоростных железнодорожных ветках привели к отмене 25% отправлений, маршруты объезда занимают больше времени, и последствия затронут более 800 тысяч пассажиров. Полное восстановление железнодорожного сообщения ожидается к понедельнику, 29 июля.