Основателя арт-группы «Митьки» отправили на политическую реставрацию. Комментарий Георгия Бовта
Имя художника Шагина убрали с выставки в петербургском «Манеже»
Лента новостей
«Митьки» никогда не высказывались на политические темы. Однако, как считает политолог, опытный цензор в виде чиновника способен видеть даже то, что не написано, прочесть то, что не напечатано, и услышать то, что вслух не произнесено
Имя основателя творческой группы «Митьки» Дмитрия Шагина убрали из списка участников выставки в петербургском «Манеже», которая посвящена арт-центру «Пушкинская, 10». Несколько дней назад с выставки убрали картину Шагина «Митьки 91» и фотографии 1980-х из собрания «Музея нонконформистского искусства». Группа «Митьки», названная так в честь Шагина, сложилась в 1980-е годы сначала в Ленинграде, став первой советской арт-группой в современном смысле этого термина и объединив художников, музыкантов, поэтов и писателей. Почему и за что?
Отсутствие имени и картины Дмитрия Шагина на выставке, которая как раз посвящена истории советско-российского нонконформизма, — само по себе абсурд. Тем более что выставка, подвергшаяся цензуре, называется «Пушкинская, 10. Ковчег ХХI века». И посвящена она истории этого самого арт-центра «Пушкинская, 10», основанного в 1989 году неформальными художниками и музыкантами. Из Питера, собственно, арт-группа «Митьки» и пошла шагать по свету. И с Питером группа именно что и ассоциируется в первую очередь, они очень друг другу с этим городом подходят. Кстати, вместе с картиной убрали и кое-какие фотографии с «Митьками», в том числе на одной из них фигурирует Борис Гребенщиков (признан в РФ иноагентом). Был такой певец и композитор в Питере, сейчас нет. Кто это вообще такой?
С Шагиным такое уже не впервые: в январе 2023 года его картину «День тельняшки» сняли с выставки во Всероссийском музее декоративного искусства. Как указала тогда директор музея Елена Титова, супруга еще недавно бизнес-омбудсмена Бориса Титова, «ввиду присутствия политического подтекста». Дело в том, что на картине присутствует баннер «Митьки никого не хотят победить!», который был придуман в 1984 году художником Владимиром Шинкаревым, одним из основателей творческой группы. И по этому поводу никто ни в советское время, ни позже вообще никаких претензий не предъявлял. Но в 1984 году у баннера-слогана был один политический подтекст, вернее, его не было, а в январе 2023 года — уже, разумеется, совсем другой. И все понимают, какой именно. А мы ведь в общественно-политическом смысле страна во многом не столько текста, сколько подтекста, где недосказанное порой важнее сказанного, где многие поколения читали газеты между строк, а карьеры строили, как точно однажды выразился сталинско-хрущевский нарком Анастас Микоян, «пробираясь между струек».
До того случая в прошлом январе у Шагина последний раз запрещали картину в 1986-м, когда он написал портрет поэта Николая Гумилева. На фоне тогда еще неразрешенного триколора там тоже слева от портрета был помещен слоган: «Золотое сердце России мерно бьется в груди». Видимо, тогда насторожились цензоры: какое такое золотое сердце? Ведь Гумилев был расстрелян в 1921 году по обвинению в так называемом таганцевском заговоре, а реабилитирован лишь в 1991-м. Само имя его было в 1986-м под запретом.
Но теперь, в случае питерской выставки, подтекст еще более сокрыт. Но опытный взгляд чиновников от культуры или около культуры отыщет его под двойным и даже тройным слоем краски. А главное — никто ничего не объясняет теперь. И даже про политический подтекст не говорит. Одни говорят, что картину отдали на реставрацию. Другие это не подтверждают, предполагая, что то был лишь повод, подсказанный чиновниками, чтобы ничего не объяснять по сути.
В случае картины «Митьки 91» политический подтекст угадать постороннему вообще не удастся, если не знать предысторию картины. Никаких слоганов на картине нет, просто бородатый мужик в тельняшке, написанный в темных тонах на довольно мрачном фоне, все в типичном митьковском стиле. Снизу в правом углу — маленький флажок, российский триколор. Автор ранее рассказывал, что картина про август 1991 года: посвящена событиям ГКЧП, баррикадам, хотя ничего такого там не изображено. Но опытный цензор, руководствуясь принципом «лучше перебдеть, чем недобдеть», способен видеть даже то, что не написано, прочесть то, что не напечатано, и услышать то, что вслух не произнесено. Просто нутром почуять — какой-то дух не тот. Может, как-то связали с губернаторской избирательной кампанией Александра Беглова, по которому будет голосование на новый срок в сентябре. Может, причудливым образом кому-то в голову стукнуло, что «Митькам» покровительствовала в начале нулевых Валентина Матвиенко. Ведь именно в 2000-х годах группа приобрела широкую известность, став одним из культурных брендов Санкт-Петербурга, получая тогда поддержку городской администрации и тогдашнего губернатора Петербурга.
А может, просто решили, что раз в Москве в прошлом году картину, хотя и другую, сняли, то и мы снимем. Самые проникновенные цензоры-чиновники, конечно, сопрягут в голове все творчество «Митьков» с теми принципами, которые они декларировали в момент основания арт-группы, прежде всего доброту и ненасилие. И еще, прости господи, пацифизм. «Митьки» говорили о себе как о желающих мира и добра всем людям Земли, однако они никогда не высказывались на конкретные политические темы. И сейчас категорически не высказываются. Но молчание, видимо, нынче чиновники не воспринимают как знак согласия.