16+
Суббота, 31 августа 2024
  • BRENT $ 77.05 / ₽ 7026
  • RTS915.60
18 июля 2024, 13:48 ФинансыВалюта

Bloomberg: платежи между Россией и Китаем практически невозможны

Лента новостей

Ситуация усугубилась на фоне страха Китая подпасть под вторичные санкции, и транзакции либо замораживаются, либо сильно задерживаются

Фото: Florence Lo/Reuters

Обновлено в 14:30

Проводить платежи между Россией и Китаем в юанях стало почти невозможно. К такому выводу пришло Bloomberg. По данным агентства, ситуация усугубилась на фоне расширения рестрикций США и страха Китая подпасть под вторичные санкции. В итоге транзакции либо замораживаются, либо сильно задерживаются.

Также агентство отмечает, что российскому бизнесу все сложнее находить альтернативные способы оплаты, в том числе при помощи криптовалют или «стран-прокладок». Проблемы никуда не уходят, говорит директор компании «Полюс» Андрей Рысев. Его фирма занимается импортом товаров народного потребления из Китая:

— Все варианты мне пока не понятны. Вроде нашли, но подтверждения финального еще нет.

— Платеж был в юанях?

— Да. Платежи по комплаенсу не проходят и возвращаются.

— Банк не принимает, не объясняя причины?

— Да, они не объясняют причины. Сейчас мы прорабатываем новую связку: либо третья страна, третьи лица, но там большие риски, либо сейчас другие варианты надо искать. Это может быть какая-то криптовалюта, еще какие-то варианты.

— Ваши китайские партнеры как-то реагируют?

— Они сами присылают варианты банков, которые вроде как должны работать, но они тут же отваливаются. Это вопрос заинтересованности партнеров, у меня партнеры заинтересованы в сделке. Такое уже было, думаю, что сейчас новые связки найдутся, будем дальше работать. Сейчас ситуация достаточно критичная, но, я думаю, исправится.

Помимо проблем с платежами есть и другая трудность — логистическая, а именно дефицит контейнеров в КНР. На этом фоне, по словам участников рынка, резко выросло количество запросов на перевозку грузов из Китая автотранспортом, что привело к росту цен на подобную доставку. О ситуации говорит генеральный директор Holding Finance Broker Татьяна Кулябина:

— Дефицит вызван пробками при прохождении погранперехода. Очень большое количество и автотранспорта, и контейнеров на сегодня досматривают, чем усложняют и увеличивают сроки доставки. Идет поезд, с него снимают 15 контейнеров на досмотр, пока разгрузили, сняли, досмотрели, поставили, поезд стоит. Контейнеры есть, но, как обычно, когда существует какой-то небольшой дефицит, сразу начинаются спекулятивные ситуации со стороны и китайских железных дорог, и китайских агентов. Но в сезон всегда увеличение происходит, с мая в два раза вырос фрахт по железной дороге. Морские перевозки также подорожали ровно пропорционально железнодорожным, полностью увеличение в апреле произошло в два раза.

— К чему приведет, если ситуация затянется?

— Однозначно импортеры не поставят свои товары в магазины или маркетплейсы. Второе — для импортеров самое плохое, что товар сезонный может быть не продан и остаться на следующий год, то есть импортер его произвел, заплатил, привез и не продал, что говорит о том, что в связи с такими ставками на кредит будет не банкротство, наверное, импортера, но и не рост, не преумножение, это для импортеров катастрофично, потому что продажи должны быть вовремя.

О сложностях ведения бизнеса с Китаем Business FM рассказал предприниматель, пожелавший остаться анонимным: его компания закупает в КНР электротехнику:

— Вы рассчитываетесь в какой валюте с вашими партнерами?

— На сегодня в рублях. Есть несколько банков китайских, которые принимают деньги в рублях, есть оплата через агентов, там оплата тоже в рублях, как дальше они переводят деньги в Китай, я бы не хотел говорить.

— Как часто, по вашему опыту, меняются банки, с которыми вам приходится работать?

— Каждый день что-то новое происходит. Один из китайских банков на прошлой неделе перестал деньги в рублях принимать.

— В юанях вы пробовали?

— Естественно, наша компания переводила деньги в юанях в Китай, используя Bank of China, но с введением санкций данный перевод вначале стал невозможен по причине того, что банки, из которых я переводил деньги в Китай, были под санкциями, соответственно, деньги замораживались на проверку, потом возвращались. Я открыл счета еще в пяти банках, которые неподсанкционные, деньги по такой же схеме попадают на проверку, но пока нет информации, принял их китайский банк или нет.

— Платеж просто подвис и вам не вернулся?

— Да, пока мне не вернулся.

— Насколько существенны ваши финансовые потери?

— Все эти сервисы, дополнительные агенты, китайские банки в рублях добавляют к стоимости товаров, которые мы потом продаем в России, на сегодня это порядка 10%, это агентские или конвертационные риски на спрэде, то, что зарабатывают китайские банки.

— А логистика ваша?

— Пока на сегодня немножко подорожал фрахт из Китая, пока никак не сказался, также грузы у нас грузятся, отправляются, таможня китайская не дает никаких стопов, запретов. Я морские перевозки использую в основном и автомобильные в том числе.

— Сейчас говорят, что контейнеров стало мало, но это сезонный фактор?

— Подорожала ставка за контейнер до восьми тысяч с пяти.

По данным Главного таможенного управления Китая, за первое полугодие 2024-го экспорт товаров из КНР в Россию вырос почти на 2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и в денежном выражении составил 366,81 млрд юаней. В долларовом эквиваленте экспорт в Россию за первое полугодие 2024 года снизился на 0,8%, до почти 52 млрд долларов. При этом в июне второй месяц подряд отмечался рост экспорта после спада в марте-апреле, который возник на фоне проблем с платежами.

Ранее Россия и Китай неоднократно выступали против рестрикций США. При этом в Кремле исключали их влияние на «дальнейшее развитие торгово-экономических отношений» Москвы и Пекина.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию