Роботизация в экономике: благо или зло для человечества?
Таксисты из Уханя увольняются из-за появления в городе беспилотных такси
Лента новостей
Новый роботизированный комплекс Xiaomi, на котором не работает ни одного человека, сможет выпускать до миллиона смартфонов в год. Таксисты в китайском Ухане увольняются из-за выхода на линию беспилотных такси компании Baidu. Где окажется место человеку в таком технологическом раю?
Xiaomi запустил (ссылка ведет на заблокированнуюю в России соцсеть Х) фабрику без рабочих. По данным компании, роботизированный комплекс сможет выпускать до миллиона смартфонов в год. А китайские таксисты начали массово увольняться из-за беспилотных такси, выехавших на улицы Уханя. Каково оно, светлое будущее роботизации, и что ждет тех, кто в него не попадет?
Smart Factory компании Xiaomi — полностью автономный комплекс на окраине Пекина площадью 80 тысяч квадратных метров с рядами тихо жужжащих агрегатов для сборки смартфонов, но пока без кипящего металла, злых дроидов и принцессы Амидалы — можно назвать мечтой технооптимиста и ночным кошмаром заводского рабочего. Китайский гигант с гордостью заявляет, что фабрика будет собирать до 10 млн смартфонов в год; это по три устройства в минуту, или около 7% от прошлогоднего выпуска всей компании. И для всего этого вообще не нужны люди — как утверждают в компании, Smart Factory может сама диагностировать неполадки и даже «эволюционировать», оптимизируя производственные процессы. Хотя полная автоматизация — впечатляющий результат, на деле вокруг фабрики будут виться стаи технических специалистов. Рассказывает доцент кафедры проблем управления РТУ МИРЭА, специалист по робототехнике Секу Диане:
Секу Диане доцент кафедры проблем управления РТУ МИРЭА, специалист по робототехнике «Безусловно, для такого рода предприятий требуются как минимум инженеры, отслеживающие качество выполнения наладочных работ, инженеры, следящие за безопасностью технологического процесса. Стопроцентной гарантии того, что подобное производство будет работать без сбоев, никто не дает. Обязательно раз в месяц будут происходить какие-то нештатные ситуации, и без человека в данном случае уже никак не обойтись. Каждый год выходят обновления, зачастую и каждый месяц. Поскольку мы живем не в вакууме, а в мире, где присутствует конкуренция между различными компаниями, то будет происходить так, что одна компания сделала робота чуть побыстрее, значит, второй компании надо за ней угнаться и запустить на эту фабрику специалистов, которые роботов поднастроят и выйдут на один уровень с конкурирующей фирмой, поэтому людям скучать ни в коем случае не придется».
Оптимизм нашего собеседника по поводу перспектив роботизации не разделяют таксисты в китайском Ухане. Как пишет Bangkok Post, за минувшие два месяца — после того как на улицы города выехали 500 самоуправляемых такси от конгломерата Baidu — более чем сотне уханьских таксистов пришлось искать другую работу из-за нехватки заказов. Сообщается, что таксопарки просят власти ограничить работу сервиса, чтобы роботы не отнимали работу у работяг. Учитывая автоматизацию Xiaomi целого заводского комплекса, где могли бы трудиться тысячи и тысячи человек, напрашивается вопрос о трансформации рынка труда. Если фабрики станут автономными, такси обойдутся без водителей, а заказы будут доставлять роботы-курьеры, как будут зарабатывать те, кто не успел стать владельцем роботизированного капитала? О беспилотном поезде, уходящем в светлое будущее без части пассажиров, рассуждает IT-эксперт по искусственному интеллекту и робототехнике Эдуард Пройдаков:
Эдуард Пройдаков IT-эксперт по искусственному интеллекту и робототехнике «Ну, вот эта проблема интересная, и пока какого-то комплексного решения нет. Когда пришла некая автоматизация в сельское хозяйство, то эти освободившиеся крестьяне стали рабочими, потом, когда началась автоматизация на производстве, то освободившиеся рабочие стали служащими. И вот когда начнется автоматизация сервисов и автоматизация офиса, то, конечно, большая проблема, куда деть избыточную рабочую силу? Но на этот счет есть старые практики передержки таких людей. За счет чего? За счет того, чтобы они больше учились. То есть человек больше времени тратит на обучение, соответственно, он не вовлечен в этот общественный труд, то есть меньше требуется людей. Второе, что существуют все-таки такие достаточно сложные условия, где применение тех же автономных автомобилей крайне затруднено. Вот наши севера — это типичный пример. Были всякие предложения, и даже пытались реализовать что-то типа социальных пенсий таким товарищам. Ну и, кроме того, есть такие области, где пока еще все-таки трудно автоматизировать, — это строительство. Поэтому большое количество рабочих мест может принять строительство, ну и всякие социальные службы, где пока роботам достаточно трудно».
Грядущую революцию роботов и искусственного интеллекта — который, по оценкам Goldman Sachs, в США затронет не менее четверти рабочих мест всех профессий, — можно сравнить с промышленной революцией XVIII века. Потерявшие работу луддиты громили ткацкие станки на фабриках в Британии, а теперь страна, да и все хоть сколько-нибудь развитые экономики наслаждаются дешевым ширпотребом и повсеместно возросшим качеством жизни.
Не исключено, что сегодняшние тренды история запомнит так же: в итоге всем стало лучше, кроме разве что тех ткачей — или рабочих, таксистов и курьеров, — кому не удалось адаптироваться и пришлось умереть в нищете.