Кадры для коммерческой недвижимости: спрос большой, проблемы не меньше
Лента новостей
За последний год менеджерские зарплаты на рынке коммерческой недвижимости выросли минимум на 30%, работодатели вдвое сократили число собеседований с кандидатами и готовы разрабатывать программы well-being для сотрудников. Которых, хоть плачь, все равно остро не хватает
Главные вызовы для работодателей в сфере строительства и недвижимости — ротация кадров, высокая стоимость привлечения новых специалистов и существенный разгон заработных плат. Так описала «трудовую ситуацию» коммерческий директор компании «Петербургская недвижимость» (холдинг Setl Group) Ольга Кобякова в своем выступлении на только что состоявшемся форуме недвижимости «Движение»*.
Согласно озвученным данным, в России с апреля 2023 года число вакансий значительно превосходит число резюме. Индекс HeadHunter, который вычисляется путем их соотношения, в сфере строительства и недвижимости составляет 3,1, что в два раза ниже нормы и ярко иллюстрирует тезис о дефиците рабочих рук.
По словам эксперта, «если раньше перед бизнесом стояла задача фильтровать огромное число соискателей, выбирая лучших, то на дефицитном рынке ему уже приходится жестко конкурировать, отменять стереотипы, повышать привлекательность бренда и удерживать сотрудников. Премий, ДМС и социального пакета уже недостаточно, важно разрабатывать систему поддержки сотрудников, адаптировать принципы программы well-being под собственные нужды и современные реалии».
Рекрутинговое агентство ProPersonnel решило чуть сузить аналитическую задачу и детально разобраться с тем, каких менеджеров среднего звена и топ-менеджеров ищут сегодня бизнес-структуры и какие требования выдвигают сами соискатели. В выборку попали 4500 заявок работодателей — клиентов агентства. По просьбе Business FM эксперты отдельно проанализировали расклад в сегменте коммерческой недвижимости, сразу отметив, что спрос на специалистов, разбирающихся в тонкостях коммерческого рынка, сейчас огромен.
Раньше рабочие поиски крутились в основном вокруг жилья: компании гонялись за директорами по строительству, руководителями проектов и менеджерами по продажам жилого сегмента. Теперь позарез нужны те, кто умеет грамотно строить офисные помещения, работать с торговыми и складскими пространствами и вообще знает все про коммерческую недвижимость, к которой все более активное внимание проявляют инвесторы.
В частности, как гласит статистика компании IBC Real Estate*, по предварительным итогам второго квартала 2024 года совокупный объем инвестиций в недвижимость России составил 233 млрд рублей. Это всего на 2% ниже результата за аналогичный период прошлого года, когда на рынке был зафиксирован рекордный объем сделок за всю историю наблюдений. «Совокупно в первом полугодии инвестиционный приток в недвижимость России достиг 323 млрд рублей, что на 15% ниже, чем год назад. При этом текущее значение является очень высоким для данного периода — показатель практически в два раза превышает результаты первых полугодий 2021 и 2022 годов. Доля сделок за выходом зарубежных компаний из российских активов составляет 16% от общего объема (для сравнения, в 2022 году показатель составлял 22%, в 2023 году — 30%)», — подсчитали в компании. Так вот, в структуре инвестиционных сделок первого полугодия 2024 года жилье занимает меньше половины (42%), 43% совокупно обеспечивают складской и офисный сегменты, остальное приходится на торговлю и гостиницы.
Но вернемся к менеджерам-соискателям с их требованиями и потенциальным работодателям с их представлениями о правильных сотрудниках. Первый важный факт, на который обращает внимание генеральный директор рекрутингового агентства ProPersonnel Татьяна Долякова: первое полугодие 2024 года на рынке труда в сфере коммерческой недвижимости — самый активный период с начала 2022 года. Сегмент ожил и с точки зрения найма персонала, и с точки зрения быстроты принятия решений, при этом уровень зарплат за год увеличился примерно на 30%.
«Во-первых, растет уровень инфляции. Во-вторых, в период ковида зарплаты сокращали, сотрудников переводили на удаленку, люди жили в режиме work-life balance. Зарплата тогда впервые ушла на второй план, в приоритете у многих был гибкий график работы и отсутствие необходимости ездить в офис. А вот тренды 2024 года совсем другие», — утверждает эксперт.
Татьяна Долякова генеральный директор рекрутингового агентства ProPersonnel «По данным нашего опроса, теперь первое, на что обращает внимание кандидат, — это как раз уровень заработной платы. Об этом сказали больше 80% опрошенных. Об удаленной работе или гибком графике задумывается уже мало кто из топ-менеджеров, это перестало быть приоритетом. При этом сильно ускорились процессы со стороны работодателей. Если раньше было по пять-шесть этапов собеседований, то сейчас наем сотрудника проводится в два-три шага, то есть время принятия решения сократилось вдвое. Первое интервью, как правило, проходит онлайн. Второе — сразу с несколькими лицами, принимающими решение. Личная встреча проводится с акционерами, если того требует формат».
Второй важный момент — а куда и кого, собственно, ищут сегодня компании? «Людей ищут в сегменты офисной, складской недвижимости, в промышленно-гражданское строительство (ПГС). Ищут сотрудников в компании по строительству офисов, директоров по строительству с зарплатой от 500 тысяч рублей, главных инженеров. Очень востребованы специалисты по ИРД — исходно-разрешительной документации: их зарплата может составлять от 700 тысяч рублей. Также инвесторы активно покупают землю под строительство складов, много сотрудников (как специалистов, так и директоров) стали набирать в строительство и обслуживание складской недвижимости», — делится наблюдениями Татьяна Долякова.
Причем, по ее словам, если раньше все концентрировалось в Москве, то сейчас начинают «выстреливать» регионы, в частности Урал, где активно строится коммерческая недвижимость. Кроме непосредственно строительных профессионалов, работодатели ищут продукт-менеджеров по офисным и торговым пространствам, маркетологов, специалистов по digital-маркетингу, призванных помогать компаниям конкурировать с работодателями из других отраслей. В общем, получается, что над большинством HR-отделов коммерческого сегмента с полным правом можно повесить плакат «Желаю, чтобы все!».
В принципе, как считает партнер компании Nikoliers Анна Никандрова, в сегменте управления недвижимостью дефицит менеджеров наблюдался всегда, что связано с малочисленностью учебных заведений, где готовят специалистов соответствующего профиля. При этом в последний год их стало еще меньше, что привело к усилению дефицита. Соответственно, большая часть специалистов обучаются на практике, однако из-за низкой популяризации этой области приток новых кадров весьма ограничен.
«В сегменте технического персонала также наблюдается дефицит кадров, однако он связан не с отсутствием образовательных учреждений, а с ростом стоимости таких специалистов и усилением конкуренции за них. При этом в коммерческом блоке основная проблема именно в отсутствии готовых специалистов, которые были бы адаптированы к быстро меняющемуся рынку недвижимости, имели аналитическое мышление, креативный ум и владели всем необходимым для профессии инструментарием», — констатирует эксперт.
Анна Никандрова партнер компании Nikoliers «Мы можем отметить, что сейчас при отборе кандидатов к стандартным требованиям (таким как опыт работы) добавились такие личностные показатели, как энергия, а также готовность и способность работать в быстро меняющихся обстоятельствах. Текущий рынок недвижимости очень быстро меняется, и очень важно в сложных ситуациях сохранять спокойствие и с холодной головой решать проблемы, видеть и реализовывать новые возможности. Поэтому сейчас HR-командам важно чувствовать такой потенциал у соискателей. Если рассматривать молодых специалистов, то для них основной запрос — интересно работать и развиваться внутри компании. И это понятие объединяет достаточно много факторов — это и насыщенная корпоративная жизнь, корпоративная культура, возможности обучаться вместе с командой, удобный офис, который обеспечивает комфортную работу. Также после пандемии для многих соискателей стал важен такой пункт, как гибридный формат работы, который позволяет им несколько дней работать удаленно. Мы наблюдаем изменения в требованиях соискателей на протяжении последних двух лет, что связано в первую очередь с развитием экосистем таких компаний, как «Яндекс», «Вконтакте» и других, которые формируют новые представления о рабочем процессе».
Описывая ситуацию в офисном сегменте, директор коммерческого управления компании Stone Кристина Недря подчеркивает, что с развитием рынка офисов, предлагающихся к продаже блоками, и с появлением возможности получать льготу за создание мест приложения труда пути выхода на рынок коммерческой недвижимости начали искать непрофильные девелоперы. В связи с появлением этих новых игроков в сегменте заметно усилился дефицит кадров.
«Развитие офисного направления у непрофильных девелоперов требует профессионального опыта, который есть не у каждого кандидата. И за сотрудников, которые обладают достаточными знаниями и экспертизой в офисном девелопменте, идет конкуренция. Рынок с этой точки зрения достаточно сильно перегрет», — утверждает эксперт.
Кристина Недря директор коммерческого управления компании Stone «Чаще всего застройщики находятся в поиске аналитиков, продуктологов, а также менеджеров по продажам с релевантным опытом в офисной недвижимости. Говоря о последних, особенно ценными считаются эксперты, которые могут комфортно работать сразу с несколькими проектами, — это особый навык, хотя и неочевидный на первый взгляд. В жилой недвижимости, как правило, за каждым объектом закрепляется своя команда менеджеров. В офисном сегменте, по нашему опыту, менеджер по продажам ведет сразу несколько проектов — все, что представлены в линейке девелопера. Обусловлено это как едиными высокими стандартами продукта, что характерно для проектов под зонтичным брендом, так и структурой спроса: офисы на продажу — это инвестиционный продукт, и запрос клиента идет не от объекта, а от стратегии инвестиций. И для того чтобы подстроиться и удовлетворить этот запрос, рассматриваются предложения в разных объектах. Соответственно, запрос к работодателю со стороны опытного менеджера по продажам офисной недвижимости — это широкая линейка площадей и объектов в реализации, а также планы по масштабированию бизнеса и укреплению своих позиций на рынке. В отличие от небольших застройщиков у системных офисных девелоперов будут более интересные условия мотивации для менеджеров по продажам».
В торговых центрах очень востребованы менеджеры среднего звена, особенно по аренде и развитию, продолжает разговор вице-президент Союза торговых центров Павел Люлин. «На высокий запрос из отрасли накладывается дефицит, связанный как с нехваткой новых кадров, так и с относительно невысокими зарплатами. Также в числе актуальных вакансий технические руководители: много лет техническое образование было не в приоритете, а сама профессия инженера по эксплуатации непопулярна», — подчеркивает эксперт.
Павел Люлин вице-президент Союза торговых центров «Если говорить про топ-менеджмент, например про управляющих торговых центров, то здесь нет недостатка в предложении на рынке, так как оплата труда высокая и есть интерес к профессии, откликов много. Однако есть другая проблема: есть запрос на высококвалифицированных управляющих, который сложно удовлетворить, поскольку многие топ-менеджеры уехали из страны, а также есть те, кто перешли в другую сферу. Опытные управляющие сейчас редко переходят из одной компании в другую, если их все устраивает. При этом поиск таких сотрудников проходит в закрытом режиме, вакансии редко выходят в открытое поле. От кандидатов на менеджерские позиции компаниям требуется в основном опыт в профессии, способность самостоятельно принимать решения и брать ответственность, понимание бизнес-модели компании, готовность работать на результат. Правда, иногда кажется, что работодатели ищут «партнеров по бизнесу», но готовы им платить как наемным менеджерам. Это создает определенный диссонанс на рынке».
Сферу складской недвижимости управляющий партнер компании IBC Global Станислав Ахмедзянов вообще называет одной из самых «больных» с точки зрения персонала и в то же время одной из самых интересных. «Дело в том, что, к сожалению, пропасть, которая лежит между ожиданиями рынка, запросами компаний и тем, что могут предложить специалисты в области складской недвижимости, очень велика. Огромна. Невероятна! Специалисты в этой отрасли не выпускаются из вузов, нигде не готовятся и не взращиваются. Все те знания, что дают в университетах, не отвечают запросам и требованиям современного рынка. Все, о чем там говорится, мало похоже на то, чем реально придется заниматься специалистам. Такое положение дел требует переосмысления подходов к образованию и, возможно, разработки новых программ, ориентированных на практические навыки и знания, необходимые в этой отрасли», — уверен эксперт.
Станислав Ахмедзянов управляющий партнер компании IBC Global «В сфере складских объектов даже специалисты, которые пришли с образованием, связанным с недвижимостью, должны проходить адаптацию в два-три года для того, чтобы уметь отвечать на запросы рынка. Хотя на самом деле для умных, сообразительных людей этот курс точно был бы максимум два-три месяца (при условии глубокого ежедневного безотрывного обучения). Это курс по адаптации своих знаний: финансовый блок, технический блок, специализированный блок, контрактный, юридический блок и так далее. То есть у нас не так много данных и знаний, которые необходимы для работы, но все они практические и узкоспециализированные. В итоге ситуация для нас следующая: менеджеры среднего звена — это те, кто вырос именно в этой отрасли, в большинстве случаев уже имеют реальную глубокую усталость, но их востребованность высока. Они умеют подавать информацию с нужной стороны. Их не нужно образовывать, не нужно тратить время на объяснения. И опытные арендаторы не хотят общаться с новичками в этой сфере. А у опытных сотрудников нет ни времени, ни сил на обучение новичков. Все постоянно заняты сделками, им некогда отвлечься на образовательную деятельность. Те же, кто учат, зачастую не обладают такой высокой экспертизой, актуальной для рынка, — они являются носителями знаний пяти-семилетней давности, которые немножко устарели».
Как рассказывает Станислав Ахмедзянов, при просмотре кандидатов работодатели обращают внимание на опыт в недвижимости, на понимание финансовых моделей, на умение оценивать объекты, анализировать территорию, транспортную схему, умение работать с большим потоком информации. «Последний пункт даже важнее предыдущих, потому что в недвижимости гораздо больше психологии, чем может показаться. Зачастую то, как и когда была подана информация, бывает важнее технических характеристик. Лучшие менеджеры знают, кому надо преподносить информацию в понедельник, кому в пятницу и так далее», — отмечает эксперт.
Так что самое важное в кандидате? «На первом месте — навыки хорошего психолога, на втором — умение быстро и качественно обрабатывать большой объем информации, на третьем — стрессоустойчивость, на четвертом — опыт работы в недвижимости. В целом качественного персонала на рынке, если мы добавим специфические факторы отбора, — ноль. Работодатели сейчас вынуждены «пылесосить» все площадки, чтобы найти кандидата, хотя бы способного обучиться не за два-три года, а чуть раньше», — подводит печальную черту Станислав Ахмедзянов.
* Есть в распоряжении BFM.ru