Госдума хочет запретить продажу iPhone без предустановленного доступа к RuStore
Лента новостей
Формально, если такой закон будет принят, он может повлиять на продажи iPhone в России, сократив их до минимума. Однако авторы законопроекта считают, что Apple пойдет навстречу российским пользователям
В Госдуму внесли законопроект, который фактически может запретить продажу iPhone. Инициатива по изменению закона о защите прав потребителей предполагает, что продажа смартфонов и планшетов будет разрешена только с предустановленным доступом к магазину приложений RuStore. Он работает на устройствах под управлением операционной системы Android, но Apple на операционке IOS запрещает загрузку RuStore в любом виде. Формально принятый закон может повлиять на продажи iPhone в России. Как говорит один из авторов законопроекта зампред думского комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин, цель документа в установлении независимости российских пользователей от политической позиции корпораций:
Антон Горелкин зампред думского комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи «Чтобы крупнейшему российскому банку выпустить новую версию приложения для iPhone, он должен зарегистрировать какой-то левый аккаунт, оповестить всех клиентов, чтобы они могли оттуда его скачать, пока владелец магазина этого не удалит. Это дискриминация в чистом виде и разработчиков, и пользователей. Мы хотим это прекратить и сделать так, чтобы на всех устройствах, которые продаются в нашей стране, была возможность установить российский магазин приложений. На Android он уже работает, и задача — сделать так, чтобы он появился и на гаджетах Apple. Технологически это возможно, в новых версиях iOS есть поддержка альтернативных магазинов приложений, нужно создать законодательную основу для того, чтобы Apple открыла эту возможность на территории России, как, собственно, раньше она это сделала территории Евросоюза. Почему мы уверены, что Apple пойдет нам навстречу? Мы видим, что американская компания стремится уважать российское законодательство, да, она дискриминирует российские приложения, но только потому, что точно так же соблюдает американское законодательство, предписывающее удалять приложения подсанкционных компаний из AppStore. А если мы создадим правовую основу для работы на территории России альтернативного магазина, к его контенту Apple формально не будет иметь никакого отношения. Поэтому я не считаю корректными утверждения о том, что в России решили запретить iPhone. В России хотят справедливого отношения к разработчикам приложений для iPhone и пользователям iPhone. И у нас есть определенные основания считать, что в случае принятия этого законопроекта Apple будет выполнять его требования».
Законопроект говорит о запрете продажи устройств без RuStore, но, как считает блогер, основатель ютуб-канала Wylsacom Валентин Петухов, документ не прекратит использование техники Apple в России:
— Если вдруг закон все-таки приведет к полному прекращению продаж устройств Apple, будет ли возможно пользоваться в России устройствами, которые, например, были куплены за рубежом?
— Повлиять в данном случае на работу этих устройств России, я думаю, будет очень сложно. Действительно, есть устройства, которое ранее приобретались, и в целом, если человек заехал, скажем так, в нашу страну с iPhone, очень сложно будет его как-то ограничить. Это все может уйти в серый рынок еще больше, и, если нельзя будет продавать юрлицам, это начнет продаваться все от физлица к физлицу как бывшее в употреблении устройство, еще какие-то конструкции. Если это дойдет до ситуации, когда придется запрещать продажу легальную iPhone, то мы и на Apple никак не повлияем, и собственным покупателям устроим дополнительные проблемы. Устройства, очевидно, станут чуть дороже, гарантия на них будет еще более размыта. В общем, вот всего этого хотелось бы избежать. Но попытаться надавить на компанию и таким образом повлиять на нее, чтобы они приняли решение и присовокупили нас к Евросоюзу с точки зрения альтернативных магазинов и дополнительных возможностей, мне кажется, инициатива в целом позитивная.
В депутатской записке подчеркивается, что принятие закона не потребует затрат федерального бюджета.
Если документ примут, он вступит в силу с 1 сентября 2025 года. Предполагается, что предшествующий период будет достаточен для адаптации компаний.