16+
Вторник, 2 июля 2024
  • BRENT $ 87.18 / ₽ 7611
  • RTS1155.99
19 июня 2024, 20:00 Общество

Рейтинг RAEX: Бауманка опередила МФТИ в списке лучших вузов России

Лента новостей

В рейтинге по образовательной деятельности МГТУ поднялся на две позиции, а в списке, отражающем востребованность выпускников работодателями, университет впервые с 2017 года занял первое место

Главное здание МГУ.
Главное здание МГУ. Фото: АГН «Москва»

Агентство RAEX опубликовало рейтинг 100 лучших вузов России. Первые пять мест заняли МГУ, МГТУ имени Баумана, МФТИ СПбГУ, МИФИ. Лучшими вузами за пределами двух столиц, как и в прошлом году, стали Национальный исследовательский Томский политехнический университет (девятое место) и Уральский федеральный университет (11-е место).

Насколько этот рейтинг отражает реальную картину трудоустройства и предпочтений работодателей? По мнению замдиректора по подбору персонала кадровой компании Unity Болеслава Каленского, все зависит от компании:

— Если мы говорим о крупных компаниях, о лидерах рынка, то 100% они обращают на это внимание. Они, конечно, смотрят на рейтинги вузов. Если мы говорим о каких-то небольших компаниях, о среднем бизнесе, конечно, этому придается меньше внимания, тут на первое место выходят профессиональные качества, личностный опыт в том числе.

— По вашему опыту, работодателю критично получить, например, более опытного выпускника, который, пока учился, успел уже где-то поработать, или ему важно, чтобы это был более престижный вуз с хорошим рейтингом?

— Я бы, наверное, поставил 50 на 50, смотря какой опыт. Если он, допустим, выпускник финансового факультета, где-то уже проработал помощником бухгалтера и рассматривает вариант продолжать свою карьеру в данном направлении, то, конечно, здесь будет плюсов больше. Если он не имел вообще никакого профессионального опыта, но при этом он из топового вуза, то когда приезжает какая-нибудь крупная консалтинговая компания и рассматривает для себя стажеров, для них это не так критично.

— Такая любопытная история, сейчас МГТУ имени Баумана на втором месте, и он сместил МФТИ, хотя, в общем-то, об МФТИ в IT-отрасли отзывы лучше, чем об МГТУ.

— Я думаю, что, исходя из своего опыта, принципиальных каких-то отличий нет либо те студенты с лучшей стороны себя зарекомендовали у работодателей. Но я думаю, что из года в год в рейтинге происходят небольшие движения на ту или иную ступень. В общем-то, это стандартно, и это даже хорошо, дает определенную конкуренцию. И вузы, я думаю, тоже, дабы удержать свою лидирующую строчку, будут стараться предоставить лучшее качество образования.

Рейтинг в 13-й раз подряд возглавил МГУ. 11 лет подряд второе место занимал МФТИ, но в этом году он опустился на строчку ниже. Его позицию занял МГТУ имени Баумана, который последние годы был на пятых-шестых местах. В топ-10 также вошли СПбГУ, МИФИ, ВШЭ, МГИМО, петербургский и томский политехи и РАНХиГС.

Что касается методологии, то при подготовке учитывались результаты опросов более 130 тысяч респондентов — представителей академических и научных кругов, студентов, выпускников и работодателей. Рассказывает исполнительный директор направления «Рейтинги университетов» агентства RAEX Алексей Ходырев:

— Оценка вузов разбита на три рейтинговых фактора — это условия для получения качественного образования, востребованность выпускников работодателями и научно-исследовательская деятельность. В каждой группе используется определенное количество критериев суммарно, их 43. По поводу источников данных: анкетирование вузов, которые проверяются в том числе по открытым данным мониторинга Минобрнауки, — это данные репутационных опросов, которые проводятся ежегодно, опросов академического сообщества, студентов-выпускников, работодателей. И некоторые другие источники, в том числе открытые данные например, когда мы собираем информацию о карьере выпускников, которые занимают высокие посты в крупнейших компаниях либо в органах власти.

— Какие-то критерии для примера вы могли бы озвучить?

— Если говорить об образовательной деятельности, то здесь четыре группы показателей — это уровень преподавания, международная интеграция, ресурсная обеспеченность и востребованность среди абитуриентов. Например, если взять уровень преподавания, то один из критериев — это численность штатных преподавателей в расчете на 100 студентов, это доля преподавателей с учеными степенями, это количество призеров студенческих олимпиад, и репутационный критерий — оценка представителями академических кругов уровня преподавания в университетах. Если посмотреть, например, на востребованность среди абитуриентов, то здесь мы не можем не использовать такой показатель, как средневзвешенный балл ЕГЭ студентов, а также мы смотрим на среднюю стоимость обучения на первом курсе по очным программам и оцениваем долю студентов, принятых на основании победы в Олимпиаде. Эта группа отражает именно уровень конкуренции при поступлении, какие люди изначально приходят в вуз.

Зимой Минобрнауки опубликовало данные о трудоустройстве выпускников вузов. Выпускники инженерных направлений чаще всего находят работу по специальности сразу после вуза.

При этом в России постоянно говорят о дефиците инженеров. А согласно данным RAEX, инженерные направления не входят в топ-10 предметных областей по качеству приема.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию