Дания может ввести меры против российской нефти в Балтийском море
Лента новостей
Копенгаген ссылается на экологическую опасность судов так называемого теневого флота России, но не раскрывает характер обсуждаемых ограничений
Потенциальные препоны для морского экспорта нефтепродуктов из терминалов в Ленинградской области анонсировали власти Дании. Как заявил глава МИД и экс-премьер страны Ларс Лекке Расмуссен, Копенгаген считает так называемый теневой флот России «международной проблемой», требующей «международного решения».
В связи с этим, как заявил политик Reuters, Дания собрала группу государств, которые займутся «оценкой» возможных мер против российского экспорта через Балтийское море. По словам Расмуссена, любые ограничения должны будут соответствовать международным нормам, но конкретика пока не приводится.
О значении балтийского направления для российских экспортеров и наличии альтернативных путей поставок говорит первый заместитель генерального директора по морским перевозкам компании «Совфрахт» Карен Степаньян:
Карен Степаньян первый заместитель генерального директора по морским перевозкам компании «Совфрахт» «Не просто перенаправить экспорт, у нас есть только Черное море и Балтийское море. На севере пока что нет инфраструктуры для экспорта в таких количествах. Дальний Восток пока что не справится и близко с такими объемами. Достаточно большая доля грузов идет именно через балтийский проливы, это отгрузки из порта «Приморск», из порта «Усть-Луга», это колоссальное количество нефтепродуктов, которое уходит на экспорт из Российской Федерации, в процентном отношении сложно сказать, но процентов 40 точно. Что касается флота, который перевозит эти грузы, это в основном суда «Совкомфлота» и привлеченные суда иностранных судовладельцев, лояльных к нашему рынку. Это греческие компании, это либерийские компании, то есть это различные частные судовладельцы, которые, может быть, являются российскими подданными, но ведут бизнес за границей, любой флаг, в принципе, любого государства, за исключением, конечно же, недружественных стран, это могут быть и Панама, и Кипр, и так далее».
По подсчетам Reuters, через проливы у побережья Дании проходит до трети российского морского экспорта нефти, что соответствует 1,5% от всего глобального предложения. Агентство указывает, что любые ограничения на поставки могут ударить как по бюджету России, так и по мировому рынку энергоресурсов. Сама Дания объясняет рассматриваемые меры экологической угрозой. Согласно материалу, многие суда теневого флота стареют и могут представлять опасность для экосистемы Балтийского моря. Какими могут быть шаги Копенгагена и чем ответит Москва? Рассуждает немецкий политолог Александр Рар:
Александр Рар журналист, политолог «Мне кажется, что Балтийское море Россия, естественно, рассматривает как свое стратегическое, и поэтому любые силовые методы, которые будут использованы для того, чтобы останавливать российские корабли, даже с теневой, так называемой, российской нефтью, будут восприняты как очень серьезная провокация. Я думаю, что европейские страны так далеко пока не зайдут, они будут скорее закрывать порты для российских танкеров, что они уже делают. Но силой останавливать танкеры достаточно сложно, это приведет к столкновению НАТО с Россией, в конечном итоге, это все понимают, и приведет к такой ситуации, которую сегодня мы имеем в Красном море или в Персидском заливе, где фактически идут атаки, ракеты пускают по танкерам. Я думаю, это будет очень серьезный конфликт для Балтийского моря. Эскалация налицо, но все-таки разумные люди, особенно в Соединенных Штатах Америки, в Германии, мне кажется, руководство стран понимает, до чего это может дойти, и не доведет ситуацию до такого ужаса».
В прошлом месяце российский МИД заявил о том, что в датских СМИ идет «раздувание кампании» относительно танкеров с российской нефтью в балтийских водах. Как выразилась представитель ведомства Мария Захарова, попытки ограничить проход судов в Балтийском море будут расценены «как очередной недружественный шаг, за которым неизбежно последуют жесткие ответные меры». Сроки и характер обсуждаемых ограничений Дания не раскрывает.