Итоговую резолюцию саммита в Швейцарии поддержали 80 из 92 стран-участниц
Лента новостей
В тексте резолюции содержится призыв к возвращению Запорожской АЭС Украине, свободе судоходства и освобождению пленных. Продолжить обсуждение планируется на следующем саммите, на который, как замечали многие участники этого, необходимо пригласить и Россию
Участники мирной конференции в Швейцарии призвали стороны военного конфликта к диалогу. По итогам саммита подготовлена совместная резолюция. Она пока не обнародована, но ранее Reuters писало, что в тексте говорилось о возвращении Запорожской АЭС под контроль Украины, о критической важности свободного коммерческого судоходства в Азовском и Черном морях и содержался призыв освободить пленных.
В итоге резолюцию поддержали 80 стран из 92 участвовавших в саммите, сообщили организаторы. Среди них — Швейцария, Турция, несколько стран Евросоюза и США. Не подписали документ члены БРИКС, а именно Бразилия, Индия, ЮАР, ОАЭ, а также Армения, Бахрейн, Ватикан, Индонезия, Ливия, Мексика, Саудовская Аравия, Словакия и Таиланд.
Ранее канцлер Австрии Карл Нехаммер отмечал, что не все страны поддержат итоговую декларацию, так как у некоторых возникли претензии к этим формулировкам. Премьер-министр Нидерландов Марк Рютте прямо сказал, что необходимо присутствие России, и сообщил, что такое мнение выказывали многие участники.
Глава венгерского МИД Петер Сийярто заявил, что страны должны сохранять каналы связи с Россией для решения проблем, связанных с конфликтом на Украине. И предложил услуги Венгрии в качестве посредника между ЕС и Москвой.
Итоги швейцарского мирного саммита комментирует политолог Георгий Бовт:
— Поскольку туда приехали делегации из более чем 90 стран, 92, то трудно ожидать консенсуса, слишком много мировоззренческих разночтений между ними существует, в том числе касательно военного конфликта на Украине, так что единодушия нет. Однако сам по себе проект данной резолюции, ну могли быть гораздо более резкие выражения в адрес России, но и нынешние нельзя назвать комплиментарными, начиная с того, что первый же пункт содержит (проект, во всяком случае, содержит) слово «война» и довольно резкую оценку действий России на Украине. Это не воспринимается как конфликт двух стран, а воспринимается как агрессивные действия одной из сторон против другой. Причины конфликта там не анализируются, даже такая задача не ставилась, что к нему привело. Что касается пунктов недопущения ядерной войны, это такая благость, которая самоочевидна, как и взаимный обмен пленными и перемещенными гражданскими лицами, это стандартные формулировки для фактически любой мирной инициативы, касательно любого военного конфликта. По поводу передачи Запорожской АЭС Украине, да, это позиция МАГАТЭ, которую в данном случае те, кто собрался на конференцию, поддержали. Что касается экспорта украинской сельхозпродукции, то составители, по крайней мере, этой резолюции сделали вид, что нет никаких проблем с экспортом российской сельхозпродукции. Если уж говорить о том, что лежало в основе той же зерновой сделки, почившей в бозе, то там речь шла о том, что продовольственная безопасность подразумевает активное участие в экспорте не только Украины, но и России, и в данном случае это некое отступление назад, поскольку против российских торговых судов, а также расчетов, в том числе включая продовольствие, имеются очевидные трудности, которые связаны с санкциями. Это и есть проблема, но она там никак не отражена. В целом, конечно, в качестве методов какого-то давления на Москву, наверное, эта конференция не достигла всех целей, которые она ставила. Однако теперь в воздухе повисает другой вопрос — довольно важный — о том, что надо проводить следующую мирную конференцию по Украине, и в этой следующей мирной конференции, как говорили даже многие представители Запада, непременно должна участвовать Россия, поэтому к этой конференции уже можно начинать готовиться. И если ее будет, скажем, проводить Саудовская Аравия, про которую, в отличие от Швейцарии, не скажешь, что она заняла враждебную Москве позицию, поэтому туда мы не поедем, как было сказано про Швейцарию изначально, трудно будет отказаться от такого приглашения. Надо быть готовыми к тому, что и повестка новой второй конференции, и настрой многих ее участников, если не большинства, будет отличаться и по сути, и по содержанию от того плана, тех условий, которые выдвинула на днях Москва касательно украинского урегулирования.
— В российском информпространстве, кроме прочего, начали проявляться такие тезисы о том, что если Украина не согласится на мирное предложение Путина, то армии России придется захватить Одессу. Насколько эти тезисы выверенные, как к ним можно относиться?
— В данном случае у этой части общественности нет никаких красных линий и их для нее никто не обозначает, поэтому она может двигать дальше на Запад вплоть до Лиссабона, и ей за это ничего не будет. Поэтому отчасти это инициатива снизу, но она ненаказуема, другое дело, что через какое-то время в силу объективной ситуации и субъективного ее восприятия во властных структурах действительно может идея возникнуть расширить территориальные границы целей военной операции на Украине по сравнению с теми, которые обозначены в последнем выступлении Путина.
Глава движения «Другая Украина» Виктор Медведчук в интервью ТАСС сказал, что интересы России и украинского народа в случае отказа от мирного предложения Путина диктуют «необходимость дальнейших боевых действий» с дальнейшим «освобождением Одессы и других городов».