Морские поставки грузов в Калининград могут прекратиться или существенно вырасти в цене
Лента новостей
Как пишет РБК, заложенных в федеральный бюджет субсидий не хватает, а механизм их распределения не позволяет освоить даже то, что выделено. О проблеме Business FM спросила пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова
Обновлено в 16:42
Морские грузоперевозки в Калининград становятся нерентабельными. Правительственных субсидий компаниям сильно не хватает. Об этом пишет РБК со ссылкой на перевозчиков из «Совфрахта». Компания предложила правительству Калининградской области и Росморречфлоту перераспределить субсидии.
Поставки субсидируются правительством с конца 2022 года на фоне затруднений с сухопутным транзитом через Литву. Двадцать компаний-перевозчиков заявили, что совокупно им необходимы субсидии на морские поставки в объеме в 22 млрд рублей. Однако Минфин обозначил предельную сумму примерно в 2 млрд рублей.
Таким образом, «Совфрахт» подавал заявку на 2 млрд рублей, а получил лишь 175 млн рублей. Компания «Алгоритм Групп» при заявке на 1,2 млрд получила 120 млн рублей, а «Северное морское пароходство» просило 718 млн рублей, а получило 70 млн.
Говорит первый замдиректора по морским перевозкам компании «Совфрахт» Карен Степаньян:
Карен Степаньян первый заместитель директора по морским перевозкам компании «Совфрахт» «Действительно, морские перевозки — это один из комфортных видов перевозок, мы идем в нейтральных водах, но сказать, что это беспроблемный вид перевозок, нельзя. Смысл субсидии был в том, чтобы производитель или потребитель Калининградской области не платил за логистику больше, чем он платил до введения санкций и так далее, то есть цена для них на цемент, на мясо, щебень должна была остаться на том уровне, когда ввели санкции. Например, ситуация этого года пяти компаний: возили грузы на свой страх и риск, но под определенные обещания, что субсидия будет, пожалуйста, возите, потому что региону нужна помощь. Но приходит время распределения субсидии, и заявляется 20 компаний. Каждая компания заявившаяся получает пропорциональную часть субсидии, и что получилось, например, с нашей компанией: мы навозили на 600 млн рублей, а субсидии получили 200 млн рублей. Сейчас 400 млн рублей остаются неуплаченными, и когда мы их получим, мы не знаем, то есть это наш скромный вклад в эти перевозки. И такая же ситуация у других игроков».
С вопросом о малых субсидиях на перевозки Business FM обратилась к пресс-секретарю президента РФ Дмитрию Пескову. Он заверил, что Москва не допустит затруднений со снабжением Калининграда:
Дмитрий Песков заместитель руководителя администрации президента — пресс-секретарь президента РФ «Обеспечение всем необходимым Калининграда морским путем является одним из абсолютных приоритетов для нашей страны. Об этом неоднократно говорил президент Путин, он неоднократно принимал участие в дискуссиях на этот счет. Тему эту непосредственно ведет правительство РФ. Эта тема важна, и не может быть и речи, чтобы были какие-то затруднения в снабжении Калининграда».
До 2022 года грузы между Калининградской областью и столичным регионом перевозились в основном по земле, по территории Белоруссии и Литвы. Однако после начала СВО Литва постепенно урезала квоты на транзит грузов. Под ограничения попали строительные материалы, уголь, древесина, высокотехнологичная продукция. В 2023 году Литва снизила квоты почти до 3 млн тонн грузов, а в этом году урезала их еще на 20%.
Из-за этого приоритет был отдан морским перевозкам — портовый комплекс Калининграда обработал более 9 млн тонн грузов, по железной дороге через территорию Литвы перевезли 8 млн тонн, автомобильным транспортом — чуть более миллиона тонн. Таким образом, на море приходилась половина перевозок. Перевозчики и кабмин должны найти компромисс, говорит гендиректор Vector Market Research Дмитрий Чумаков:
— На морские перевозки традиционно приходится большой объем внешнеторговых грузов, они отличаются тем, что такая доставка становится самой дешевой, безопасной для грузов, потому что, в отличие от автомобильных доставок, если брать сборные грузы, там зачастую бывает меньше перегрузов и при этом такая доставка является более длительной по срокам. Она может быть существенно дольше, если сравнивать с автомобильными грузоперевозками, которые осуществлялись бы в нормальное время, когда не было ограничений, с которыми сейчас за рубежом сталкиваются грузоперевозчики. В целом доля этих грузоперевозок будет оставаться большой.
— С конца 2022 года правительство субсидирует морские перевозки в Калининградскую область.
— Механизм субсидирования — это адресная мера поддержки определенного сектора экономики или в данном случае логистики в определенном сегменте, те меры, которые направлялись на адресную поддержку, показывали себя хорошо. В данном случае нужно более широко посмотреть по причинам, по которым, возможно, что-то не используется в полной мере, может быть, это специфика локального спроса, может быть, иные ограничения, которые принимаются во внимание перевозчиками. Может быть, правительство увеличит финансирование, может быть, транспортные компании со следующих уже посредников цепочки будут перекладывать это увеличение цены на конечных покупателей. Все равно альтернативы морским грузоперевозкам нет в плане их стоимости, поэтому какое-то решение обязательно найдут.
Минфин, к слову, уже повышал субсидии для перевозчиков на морские поставки. В 2022 году было почти 1,5 млрд рублей на всех, а в 2023 и 2024 годах — уже по 1,8 млрд. Однако этих денег катастрофически не хватает, говорят перевозчики.