Права на голоса умерших хотят передать государству
Лента новостей
Инициатива, как заявляется, поможет защитить голос от неправомерного использования и создания дипфейков. Будет ли законопроект реальной защитой от мошенников и способностей искусственного интеллекта?
Записи голосов граждан после их смерти предлагается использовать в общественных интересах. Такая норма внесена в законопроект «Об охране голоса», на его актуальную версию ссылаются «Ведомости».
Инициатива появилась после волны дипфейков. Голоса умерших людей часто в своих целях использовали мошенники. О планах закрепить в Гражданском кодексе охрану голоса наравне с изображением один из авторов предложения — член комитета Совфеда Артем Шейкин — говорил еще год назад. Но тогда никакие подробности не приводились. Лишь было сказано, что правительство работает над тем, чтобы законодательно закрепить понятие «синтез голоса». То есть некое произведение, созданное при помощи искусственного интеллекта.
Пока что итоговая версия законопроекта только готовится. Что известно на данный момент? Обнародовать и использовать голос гражданина можно будет только с его согласия. А после его смерти — с согласия детей или супруга, а при их отсутствии — родителей. Но такое согласие не потребуется для использования в государственных или общественных интересах, если запись голоса производилась за плату или в публичных местах.
В настоящее время в России как таковая охрана голоса отсутствует — авторского права на него нет. Есть права на аудиозапись, на голос персонажа, но они принадлежат правообладателям, а не конкретному человеку. Собственно, также не очень понятно, кому принадлежат права на произведение, созданное с помощью нейросети. По общим правилам оно принадлежит разработчику программного продукта, на котором было написано. Но это нелогично: кто-то очень похоже смоделировал ваш голос, и теперь ему принадлежат права на то, что вашим голосом произносится. Тем более непонятно, как регулировать то, что было произнесено уже умершими людьми, и кому будут принадлежать права.
Эксперты отмечают, что сейчас правовая база отсутствует и нет тотального контроля в интернете. При этом в силу архитектуры Всемирной сети доступ к каким-либо файлам открыт каждому. Так, в интернете можно найти любое фото-, видео- или аудиопроизведение, которое было удалено правообладателями, отмечает гендиректор Phishman, эксперт по информационной безопасности Алексей Горелкин:
Алексей Горелкин эксперт по информационной безопасности, гендиректор Phishman «Использовать какую-то коммерческую деятельность на основании вашего голоса, да, конечно, не смогут. Просто использовать ваш голос для любых других целей, в том числе и мошеннических, злоумышленникам ничего не мешает. Есть пиратство кино, игр — так же будет и пиратство голосов. Скорее всего, все уйдет в довольно простую плоскость, в защиту от коммерческого использования. Я как условный правообладатель своего голоса даю или не даю право на его использование, пока я живой. И, вероятно, если я умираю и если не было оформлено права передачи моего голоса, наследственности и прочего, мой голос можно использовать для любой цели».
В 2023 году дикторы попросили Госдуму защитить их голоса от копирования. Они опасаются кражи своих голосов и снижения доходов на фоне распространения технологий искусственного интеллекта. Они предлагали разработать специальное регулирование для технологий синтеза голосов. Член Союза дикторов Ольга Зубкова инициативу одобряет. Голосом Зубковой на русском говорят многие актрисы Голливуда: Анджелина Джоли, Кейт Бланшетт, Джулианна Мур.
Ольга Зубкова член Союза дикторов «Нейросети развиваются, это прекрасно, никто это остановить не сможет, но регламентировать, контролировать это развитие мы просто обязаны, иначе мы получим факты мошенничества, использования голосов там, где совершенно не нужно. То, что касается актерской профессии, артистов озвучивания, проблема в том, что мы никак не можем защитить свой голос. Любому человеку, который очень хорошо разбирается в компьютерных технологиях, ничего не стоит взять голос какого-то известного человека, слегка его обработать и уже использовать так, как ему захочется. Это неприемлемо. Чтобы себя обезопасить, мы ищем возможности, как законодательно закрепить это право — защищать свою интеллектуальную собственность».
Потенциал искусственного интеллекта высок. Представьте: голос диктора Юрия Левитана будет сопровождать какую-нибудь тематическую теле- или аудиопрограмму. С одной стороны, открываются новые интересные возможности, если его голос будет уместен как ничей другой. С другой стороны, могут быть серьезно нарушены морально-этические нормы. Если, например, голос того же Левитана будет рекламировать какие-либо услуги.