ВС встал на сторону девочки, от которой банк требовал вернуть долги умершего отца
Лента новостей
При этом девочка останется жить в квартире, часть которой принадлежала должнику. Правда, есть нюанс: вторая половина жилья принадлежит городу
Точная сумма долгов, которые отец девочки успел накопить перед смертью, в материалах дела не называется, указано лишь, что она превышает стоимость половины квартиры, которая была у умершего в собственности. Вторая половина квартиры в собственности у матери девочки, там они все и проживали. После смерти мужа вдова отказалась от своей доли наследства и от доли дочери. Причем с согласия органов опеки. И половина квартиры перешла администрации города как выморочное имущество.
Однако в банке, которому мужчина тоже был должен, решили, что раз девочка продолжает жить в квартире, то от наследства она, получается, не отказалась. А раз имущество она получила, то должна получить и долги отца. С этим банк пошел в суд и выиграл.
Но Верховный суд отменил это решение и направил дело на пересмотр. Комментирует адвокат, кандидат юридических наук, руководитель юридической фирмы по семейным и наследственным делам Arfemida Анастасия Расторгуева:
Анастасия Расторгуева адвокат, кандидат юридических наук, руководитель юридической фирмы по семейным и наследственным делам Arfemida «Когда умирает родственник, наследодатель, мы можем решить, либо мы вступаем в наследство, либо мы не вступаем, то есть отказываемся. Если мы вообще ничего не делаем, мы в наследство не вступаем. Мы можем прийти к нотариусу и сказать: нам не надо, мы отказываемся. Если там долгов выше крыши, мы приходим и говорим: спасибо, но нет. Вероятно, так и поступила мама девочки, но, поскольку были кредиторы, они посчитали, что для них будет выгоднее признать, что раз она там проживала, значит, она фактически приняла наследство. Можно наследство принять юридически — придя к нотариусу, сказать: я наследник, напишите меня. А можно фактически — начинаем владеть вещами наследодателя, получается, что мы вроде как наследство принимаем. Здесь суд разобрался и сказал: подождите, она ведь и раньше в квартире проживала, квартира принадлежит еще и маме, поэтому здесь совсем не очевидно, что она наследство приняла за папу, она осталась там проживать, потому что квартира принадлежала маме. Можно было отказаться от наследства, но она оставалась проживать в квартире, потому что она изначально принадлежала не только наследодателю».
То есть мать и дочь и дальше смогут остаться в квартире, а отцовские долги банку их касаться уже не будут. Вопрос в том, как квартиру будут делить эта семья и город, которому принадлежит вторая половина этого объекта недвижимости. Комментирует советник руководителя практики адвокатского бюро «Леонтьев и партнеры» Тамази Мстоян:
Тамази Мстоян советник руководителя практики адвокатского бюро «Леонтьев и партнеры» «Зависит от площади этой квартиры — сколько комнат с учетом социальной нормы. Они могут продать свою долю, но город по закону будет иметь преимущественное право покупки. Город может продать свою долю, и тогда мама с дочкой эту долю могут выкупить. Они могут эту долю кому-то подарить, ограничений нет. Могут быть нюансы относительно того, что есть положение о преимущественном праве покупки при продаже. Город и мама могут заключить соглашение о порядке пользования. Может быть, город скажет: вы будете пользоваться всей квартирой, но необходимо платить аренду за использование. Либо они вместе с городом могут сдавать эту квартиру и деньги делить пополам как собственники целой квартиры. Тут зависит от взаимоотношений участников долевой собственности, в данном случае мамы и города».
А что касается банка и перспектив пересмотра дела, эксперты считают, что с учетом решения ВС при новом рассмотрении претензии кредитного учреждения, скорее всего, удовлетворены не будут.