Фабрики — роботам
Мишустин: российские предприятия заинтересованы в технологиях на основе ИИ
Лента новостей
Российские предприятия заинтересованы в дальнейшей цифровизации и использовании передовых отечественных разработок. Об этом заявил премьер Михаил Мишустин. Насколько стремительно «умнеет» отечественная промышленность? И что по этому поводу говорят бизнесмены?
Российская промышленность осваивает искусственный интеллект. Как заявил премьер-министр Михаил Мишустин, в технологиях на основе ИИ заинтересованы многие отечественные предприятия.
Заявления Михаила Мишустина о промышленном интеллекте прозвучали на пленарной сессии конференции «Цифровая индустрия промышленной России» во вторник, 21 мая. Как сообщил премьер, использовать передовые разработки, в том числе на основе ИИ и больших данных, хотят многие российские предприятия и «они их ждут».
Насколько стремительно «умнеет» отечественная промышленность? Рассказывает гендиректор завода по производству конвейерного оборудования «Траяна» Екатерина Прахова:
— Вы чем-то уже пользуетесь или нет?
— Пока мы ничем не пользуемся, максимум, чем мы пользуемся, это созданием текстов искусственным интеллектом для продвижения рекламы.
Комментарий можно назвать эталонным. Многие собеседники Business FM осознают перспективность внедрения ИИ и ждут, как и сказал Мишустин, такой возможности. Но едва ли будет преувеличением сказать, что для большинства компаний практическое применение нейротехнологий пока ограничивается максимум генерацией текста или картинок в отделе маркетинга. Продолжает гендиректор Кореновского молочно-консервного комбината Игорь Московцев:
Игорь Московцев гендиректор Кореновского молочно-консервного комбината «Это следующая стадия автоматизации, мы это все понимаем, то есть замена где-то ручного, может быть, не совсем ручного операторского труда на какие-то новые решения. Пока, мне кажется, эта тема новая, мы с ней только знакомимся и пытаемся понять, к чему это можно использовать и применить. Ну, можно давать уже какие-то задачи, например дизайнерские решения, что-то рисовать, — этим уже начинаем пользоваться, а вот более глубокое, скажем, промышленное применение, здесь надо подумать. Мы всегда шагаем в ногу со временем и стараемся наши системы, это и управление устройствами, роботизация, автоматизация, механизация и учетные системы, держать в актуальном состоянии, в самом современном, и, более того, заниматься их развитием. Нам здесь надо больше знаний, наверное, в этом предмете, именно в промышленном применении, поэтому как перспектива, уверен, что, наверное, да».
При этом нельзя сказать, что примеры успешного применения российскими компаниями решений на основе ИИ отсутствуют или даже что их в России мало. Один из таких примеров описывает замгендиректора компании «Эвокарго» Василий Жуков:
Василий Жуков замгендиректора компании «Эвокарго» «Мы в «Эвокарго» провели уже более 30 коммерческих внедрений по всей России, от Москвы до Ямало-Ненецкого автономного округа, и наши автономные грузовики уже сегодня приносят реальную пользу заказчикам, это уже реальность. В наших электрогрузовиках искусственный интеллект является неотъемлемой частью, в частности в модуле восприятия, прогнозирования динамических объектов, управления транспортным средством. И благодаря заложенным алгоритмам и использованным нейросетевым подходам роботизированный транспорт успешно определяет и тип объекта в среде эксплуатации, будь то человек, другое транспортное средство, животное, и самостоятельно выбирает, например, безопасные маршруты объездов препятствий либо выполняет маневры парковки движения задним ходом. В частности, на складских комплексах компании Wildberries работает более 15 наших грузовиков, и эти машины, как раз используя искусственный интеллект, самостоятельно принимают абсолютно все решения по построению маршрутов, по объезду каких-либо препятствий, других транспортных средств на объекте, самостоятельно выполняются все транспортные задачи».
Поскольку ИИ — это достаточно молодое направление технологии, отнюдь не все решения уже добрались до рынка. Либо под какой-то промышленный шуруп еще не выпущена подходящая нейроотвертка, либо в совете директоров шурупа просто еще не узнали о ее существовании.
Другие примеры применения ИИ популяризирует главный архитектор систем искусственного интеллекта исследовательского центра ИИ по направлению «Транспорт и логистика» НИЯУ МИФИ Роман Душкин:
Роман Душкин главный архитектор систем искусственного интеллекта исследовательского центра ИИ по направлению «Транспорт и логистика» НИЯУ МИФИ «Интеллектуальные транспортные системы — это то, что внедряется у нас повсеместно, по всей территории страны, и в них как раз используется большое количество методов искусственного интеллекта, в том числе адаптивное управление транспортными потоками, интеллектуализация управления дорожным движением, когда у нас берется транспортная модель, делается прогноз о том, что будет, потом прогноз сравнивается с фактом того, что произошло, на основании этого рекалибруется сама транспортная модель и перенастраиваются методы управления дорожным движением. И вот эта адаптивность системы управления дорожным движением как раз и показывает ту самую интеллектуальность. Это все уже внедрено на улицах городов. Например, если брать область безопасности, всякое видеонаблюдение, распознавание инцидентов на дорогах и не только на дорогах, это тоже все российские решения, интеллектуальная видеоаналитика, это все внедряется повсеместно. И многие российские компании как раз делают решения в области интеллектуальной видеоаналитики, которые находятся и занимают первые места в мировых рейтингах, так что все идет, все постепенно движется».
Правительство намерено ускорить адаптацию предприятиями перспективных технологий, в том числе на основе ИИ. Как сообщил Мишустин, бизнесу будут компенсировать до половины затрат на внедрение так называемого тяжелого ПО для промышленности.