Владимир Путин вновь обсудит в Китае мирный план из 12 пунктов Си Цзиньпина. Комментарий Георгия Бовта
Государственный визит Путина в КНР начнется 16 мая
Лента новостей
Перед визитом в Китай Владимир Путин дал интервью китайскому государственному агентству «Синьхуа» о видении Россией партнерства с Китаем по всем направлениям. В ходе визита лидеры также обсудят ситуацию на Украине. Путин заявил, что Россия поддерживает китайский мирный план по урегулированию конфликта
Накануне своего визита в Китай президент РФ Владимир Путин ответил на вопросы китайского агентства «Синьхуа». Российский лидер рассказал о развитии торгово-экономических отношений РФ и Пекина, культурных связях двух стран, а также оценил китайский план урегулирования украинского кризиса. В частности, он отметил, что Москва положительно оценивает план Китая из 12 пунктов по урегулированию украинского кризиса, а недавно предложенные председателем КНР Си Цзиньпином четыре пункта органично его дополняют, заявил Путин.
По его словам, подходы Пекина могли бы быть положены в основу политико-дипломатического процесса, который бы способствовал достижению мира. В то же время Путин выразил сожаление, что эти инициативы не находят поддержки ни на Украине, ни на Западе. Вместо честного и открытого диалога западные страны хотят «наказать», изолировать и ослабить Россию, отметил президент. «Мы хотим всеобъемлющего, устойчивого и справедливого урегулирования этого конфликта мирными средствами. И открыты к диалогу по Украине, но это должны быть переговоры, учитывающие интересы всех вовлеченных в этот конфликт стран, в том числе и наши интересы», — сказал он. Путин в очередной раз подчеркнул, что Москва готова к переговорам. Могут ли быть подвижки на этом направлении?
Впервые Китай представил собственный план по урегулированию конфликта на Украине в феврале 2023 года. В нем 12 пунктов, в том числе: уважение суверенитета всех стран, соблюдение международного права и Устава ООН; отказ от менталитета холодной войны и соблюдение принципа, согласно которому «безопасность одной страны не должна обеспечиваться за счет других»; прекращение военных действий, избежание эскалации и поддержка движения России и Украины к диалогу; возобновление мирных переговоров и другие положения. Кремль положительно оценил факт разработки такого плана, обещав изучить детали.
А вот в Европе и США отнеслись к инициативе Пекина критически, называя ее нереалистичной. Но тогда на Западе возлагали большие надежды на контрнаступление ВСУ. К осени стало очевидно, что оно не достигло поставленных целей. Официальную позицию Москвы в октябре повторил Владимир Путин, назвавший предложенный КНР мирный план «реалистичным», дипломатично добавив, что он мог бы «лечь в основу урегулирования». Надо понимать, что речь не шла о безоговорочной поддержке всех пунктов. При этом Москва не упускала случая подчеркнуть, что Киев не желает переговоров, а также признавать новые «реалии на земле».
В марте уже текущего года глава МИД РФ Сергей Лавров, оценивая китайский план, вновь назвал его «реалистичным». При этом известную «формулу мира» Зеленского он снова категорически отверг. Она заключается в требовании к России уйти из Крыма и всех занятых территорий, выплатить контрибуции, признать трибунал над теми, кого Киев считает военными преступниками, и согласиться с ограничением российских вооружений.
В последние недели Пекин пытается освежить свой мирный план. И происходит это уже на фоне заметно ухудшившейся для ВСУ оперативно-тактической обстановки на поле боя. Во время недавнего визита канцлера ФРГ Олафа Шольца в Китай Си Цзиньпин дополнил 12 пунктов своего прошлогоднего плана еще четырьмя. Впрочем, довольно пространными, предложив «странам воздержаться от поиска личной выгоды и сосредоточиться на поддержании мира и стабильности в регионе»; «остудить ситуацию, а не подливать масла в огонь»; «создать условия для восстановления мира»; «снизить негативное воздействие кризиса на мировую экономику и не подрывать стабильность глобальных цепочек производства и поставок».
Именно последний пункт и отражает главную китайскую озабоченность В начале мая также состоялась серия визитов спецпредставителя Китая по делам Евразии Ли Хуэя в страны Глобального Юга. Из контекста его переговоров следует, что план из 12 пунктов может быть сокращен до шести, и в таком виде он теоретически мог бы предстать альтернативой «плану Зеленского» на мирной конференции по Украине в Швейцарии в середине июня. Суть состоит в остановке военных действий по линии соприкосновения с обязательствами необострения конфликта и нераспространения его на новые территории. А также в признании того, что переговоры — единственный путь разрешения кризиса, причем в форме прямого диалога Киева и Москвы.
Также Ли Хуэй говорил о гуманитарной помощи, избегании ударов по гражданским лицам и объектам, обмене военнопленными. О недопущении использования оружия массового поражения и атак против мирных ядерных объектов.
На Западе обратили внимание, что Китай теперь не педалирует тему соблюдения территориальной целостности и уважения суверенитета. Проще говоря, речь идет о заморозке конфликта в том состоянии, в котором он находится.
Насколько этот план готов поддержать Глобальный Юг, может выясниться непосредственно в ходе швейцарской мирной конференции, при том что официально Пекин пока не заявил ни о том, что он будет полностью ее бойкотировать, ни о том, что примет в ней участие или хотя бы пошлет туда наблюдателей.
Помощник российского президента по международным делам Юрий Ушаков на днях заявил, что Москва «ценит мудрую, взвешенную позицию наших китайских партнеров касательно неучастия Китая в организуемой в Швейцарии международной конференции, посвященной реализации «формулы мира» Зеленского». Однако тут стоило бы еще дождаться аналогичного официального заявления самого Пекина. Ранее Китай дал понять, что поддержит только такой формат конференции, где были бы представлены как Россия, так и Украина.
В Европе есть сторонники китайского мирного плана в нынешнем виде. По сути, близкую позицию высказал президент Чехии Петр Павел, усомнившийся в том, что Украина сможет вернуть утраченные территории. По его словам, необходимо остановить боевые действия на Украине и начать переговоры. И эти слова тоже можно воспринять как призыв к заморозке конфликта.
В ходе недавнего визита Си Цзиньпина в Будапешт о поддержке мирной инициативы Пекина заявил и венгерский премьер Виктор Орбан. Он отметил, что «Венгрия призывает к немедленному прекращению огня и мирным переговорам».
Теперь надо посмотреть, появятся ли какие-то новые нюансы в позиции России по итогам визита Путина в Китай. А именно — как в Москве отнесутся к идее немедленной заморозки конфликта по линии соприкосновения в контексте ранее высказанных требований к Киеву признать новые реалии на земле, то есть включение занятых территорий в состав России на уровне конституции.