16+
Вторник, 26 ноября 2024
  • BRENT $ 73.21 / ₽ 7598
  • RTS765.36
11 мая 2024, 20:12 Политика

Мишустин предложил кандидатов в новое правительство

Лента новостей

Первым вице-премьером предложено назначить Дениса Мантурова. Несколько глав регионов получат министерские портфели. Андрея Белоусова и Виктории Абрамченко в списке нет. Чего ждать от нового кабмина?

Денис Мантуров.
Денис Мантуров. Фото: Рамиль Ситдиков/ТАСС

Обнновлено 12 мая в 09:28

Михаил Мишустин внес на рассмотрение Госдумы новый состав правительства РФ. Первым вице-премьером предлагается утвердить Дениса Мантурова. Ранее он был главой Минпромторга. На эту должность предлагается кандидатура Антона Алиханова, сейчас возглавляющего Калининградскую область.

Исполняющий обязанности первого вице-премьера Андрей Белоусов уходит из правительства, его кандидатуры нет среди предложенных Мишустиным в новый состав кабмина. Вице-премьера Викторию Абрамченко сменит Дмитрий Патрушев.
Другие зампредседателя правительства: Виталий Савельев, Александр Новак, Дмитрий Григоренко, Дмитрий Чернышенко, Татьяна Голикова, Алексей Оверчук, Юрий Трутнев и Марат Хуснуллин.

На пост министра энергетики предложен губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев. На пост министра транспорта — губернатор Курской области Роман Старовойт.
В качестве главы Минспорта предложен губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярев. Олег Матыцин, занимавший пост главы Минспорта, не вошел в новый состав кабмина. На пост главы Минсельхоза предложена Оксана Лут.

На своих постах остались: Антон Котяков (Минтруд), Александр Козлов (Минприроды), Сергей Кравцов (Минпросвещения), Ольга Любимова (Минкульт), Максим Решетников (Минэкономразвития) Антон Силуанов (Минфин), Михаил Мурашко (Минздрав), Ирек Файзуллин (Минстрой), Валерий Фальков (Минобрнауки), Алексей Чекунков (Минвостокразвития), Максут Шадаев (Минцифры).

Что означают перестановки? Чего ждать от нового кабмина? Будут ли его предложения и решения носить неожиданный характер? Мнение руководителя Политической экспертной группы Константина Калачёва:

— Для меня неожиданно только одно: я предполагал, что два, максимум три губернатора могут войти в состав правительства, а по факту получается, что их четыре. И фамилию Старовойт, это губернатор Курской области, который станет министром транспорта, никто, по-моему , из экспертов не называл. Называли Цивилева, называли Алиханова, называли Никитина, который в правительство не попал, это нижегородский губернатор. О судьбе министра спорта разговоров было много, было ясно, что поменяют. Назначение Дегтярева только на первый взгляд неожиданное, на самом деле Дегтярев в Госдуме возглавлял соответствующий комитет, и ко всему прочему он еще и сам мастер спорта по фехтованию, то есть для спорта человек не чужой. Что касается Мантурова, безусловно, это усиление, безусловно, он остается главным президентским фаворитом. Первый зампредседателя правительства, первый вице-премьер — это серьезная должность. И я думаю, что это еще не карьерный потолок для Мантурова. Если идти от частного к общему, то, наверное, можно сказать, что карьерные лифты заработали. У нас были губернаторы, которые становились министрами, были министры, заместители министров, которые становились губернаторами, но чтобы сразу четыре губернатора получили повышение, это реально показывает, что карьерный лифт работает, это то окно возможностей, которое открылось, его используют по полной. Сохранение Мишустина и ключевых фигур говорит о преемственности, о том, что коней на переправе не меняют, лучшее — враг хорошего, и вообще, зачем ломать то, что работает. То есть какие-то более серьезные системные перемены означали бы перемены в экономическом и политическом курсе, а этого пока не предвидится. Пока речь идет только о обновлении, может быть, даже омоложении и о том, что надо поднимать эффективность и качество управления правительством и отдельными министерствам. Притом сам характер перестановок говорит о том, что президент работой правительства в целом доволен.

— Стоит ли ждать от такого состава каких-то неожиданных кардинальных предложений?

— Абсолютно нет, потому что, например, что касается Минпромторга, понятно, что Мантуров пошел на повышение, будет Алиханов, но те задачи, которые стояли, они стоят и будут решаться так, как они решались. В целом, если говорить о социально-экономическом блоке, о финансовом блоке, ничего кардинального не происходит, то есть никаких системных перемен я бы не ожидал.

Новое правительство в случае утверждения устроит и тех, кто ждал перехода страны на военные рельсы, и тех, кто настроен в этом смысле нейтрально, считает президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов:

— Перестановки интересны тем, что ими довольны почти все. Те, кто считал, что так жить нельзя, нужно переходить на военные рельсы, нужно что-то менять, нельзя жить такой расслабленностью, получили символические знаки усиления внимания к военной теме. Назначение Мантурова первым вице-премьером, конечно, символически является таким знаком, неким ростом милитаристской составляющей в курсе правительства. С другой стороны, такие же ожидания от Мантурова были два года назад, когда его назначили вице-премьером экстренно, для этого вызывали из отпусков Государственную думу, и сказать, что это дало какой-то прорыв, довольно сложно. Поэтому решено четко не подводить итоги предыдущих двух лет. В целом состав довольно консервативный. Изменения значимые, но не критические, не принципиальные. То есть те, кто считает, что можно примерно так же существовать, по возможности не замечая этой военной атмосферы, которая есть, те, наверное, получают возможность убедиться в том, что ничего принципиально не поменялось. Понятно, что сам Михаил Мишутин оказался в довольно двойственной ситуации, потому что его факт переназначения, наверное, успех, но то, как это происходило, — с паузами, с неловкими ситуациями, с войнами компроматов, конечно, не позволило Мишустину принципиально усилиться. С другой стороны, некий статус-кво сохранен. И в общем, наверное, после первых разговоров о том, что все теперь будет по-другому, все теперь у нас поменяется, наверное, все довольно быстро вернется к ощущению, что все будет примерно так, как было.

— Кардинальных решений каких-то не стоит ждать, получается?

— Ну, мы видим, что появились некие новые лица. Александр Новак в качестве куратора экономического блока — фигура достаточно новая и до сих пор не очень известная. Место Мантурова пока не очень прояснилось. То есть действительно по ряду отраслей изменения, наверное, возможны. С другой стороны, остается вопрос: а возможен ли принципиально иной курс без мощного перестроения экономики на военные рельсы? Алармистские прогнозы по разрушению экономики не оправдались. Но четкой модели того, как будет в экономике и в бюджете дальше, не просматривается. Наверное, принципиально новые лица, которые пришли, тоже пока не притягивали к себе какую-то энергетику, не выглядели в качестве драйверов, проводников принципиально новой политики, нового курса.

Какие направления станут для кабмина приоритетными, исходя из кандидатур, предложенных Мишустиным? Рассуждает гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности, профессор Финансового университета Константин Симонов:

Константин СимоновКонстантин Симонов генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности, профессор Финансового университета «То, что Белоусова сменил Мантуров в качестве первого вице-премьера, символизирует четкий акцент на импортозамещение, на развитие оборонного комплекса. Я думаю, что если мы говорим про какую-то экономическую стратегию, она сейчас, на период СВО, предельно проста: нефтегазовая промышленность должна продолжать зарабатывать деньги. Мантуров как первый вице-премьер должен обеспечить эффективную трату этих денег для того, чтобы прежде всего оборонка и те предприятия, которые работают на оборонку, в нужном объеме выпускали продукцию. Что касается нефтегазового комплекса, Новак свою позицию ожидаемо сохранил. Сейчас ключевой сюжет — переговоры с саудитами в рамках ОПЕК+, скоро начнется второе полугодие, нужно определяться по квотам. Bloomberg уже разгоняет тему, что Россия не выполняет свои обязательства, поэтому переговоры будут непростыми. Но Новак уже много лет этим занимается и, в общем-то, довольно успешно, поэтому для меня ожидаемо, что Новак остается в правительстве. Цивилев — активный лоббист угольной промышленности. Это и по его прошлой бизнес-деятельности ясно, и губернатором он был именно Кемеровской области — ключевого угольного региона. Это означает, что у нас все-таки сохраняется активный акцент в энергетической политике, что, мне кажется, разумно. Бросается в глаза появление Патрушева в качестве вице-премьера. Но здесь интересно: Путин повышает представителей молодого поколения ключевых кланов. И если Ковальчук все-таки станет главой счетной палаты, то здесь мы видим, что и семья Патрушевых получила шаг наверх. В финансово-макроэкономическом блоке ключевой министр сохранен — я имею в виду Антона Германовича Силуанова. Я думаю, что у Путина мало претензий к Минфину сейчас с точки зрения управления и доходной частью, и планирования расходной части. Главный акцент делается на собирании денег любыми способами. Минфин в нынешнем составе сейчас занимается проработкой новой налоговой реформы, которая вот-вот должна быть представлена, в конце июля».

Кандидатов в вице-премьеры и министры, согласно конституционной процедуре, теперь предстоит рассмотреть парламенту. Утверждать их нижняя палата Госдумы планирует 13 и 14 мая.

Выборы глав Хабаровского края, Кемеровской и Калининградской областей в случае утверждения их нынешних руководителей Госдумой на министерские посты в новом правительстве пройдут уже в сентябре, сообщили в Центризбиркоме.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию