ЕС может ввести санкции против СПФС — российского аналога SWIFT
Лента новостей
Систему создали 10 лет назад, она позволяет России проводить банковские операции, несмотря на иностранные рестрикции. Что будут значить санкции в случае их введения для российских контрагентов?
Обновлено в 13:50
ЕС может ввести санкции против российского аналога SWIFT. Данная мера войдет в 14-й пакет антироссийских санкций со стороны Евросоюза, ранее сообщило агентство Bloomberg.
СПФС — это российская межбанковская система передачи финансовой информации, созданная в 2014 году. Работает она на базе системы Центробанка и позволяет России бесперебойно проводить банковские операции, несмотря на рестрикции ЕС.
В прошлом году к отечественному аналогу SWIFT были подключены 514 участников, в том числе 150 нерезидентов из 16 стран. По состоянию на текущий год их количество увеличилось до 20, среди них Армения, Белоруссия, Таджикистан, Армения и Казахстан. О том, что будут значить санкции в случае их введения для российских контрагентов, говорит заместитель директора юридического департамента Инвестиционного банка «Синара» Елена Рязанова:
— Я не вижу большой угрозы в этих санкциях, потому что европейские санкции все-таки послабее американских, и обязанность по соблюдению ложится на европейские компании, в данном случае речь может идти о европейских финансовых системах в европейских компаниях, которые могли бы потенциально использовать российскую систему, потому что СПФС является аналогом SWIFT, от которого Россию отключили.
— Страны, которые работают с этой системой, не испугаются вторичных санкций?
— Белоруссия не испугается, об остальных так заранее сказать сложно, мы видим, что они очень боятся американских санкций, если бы это были американские санкции, они бы испугались, скорее всего, под угрозой того, что их отключат от SWIFT, а с точки зрения европейских санкций, мне кажется, они чуть меньше побаиваются риска вторичных европейских санкций, кто-то, конечно, испугается, какие-то банки, особенно, если это «дочки» каких-то европейских банков, которые находятся в дружественных странах, как-то пересмотрят свой подход, а какие-то крупные банки вряд ли. Если какой-нибудь «Райффайзен Армения», конечно, он будет соблюдать европейские санкции, потому что у него европейская «мама», а мелкому армянскому банку все равно.
Согласно последним данным ЦБ, доля российской валюты в расчетах за экспорт за прошлый год составила 39%. Таким образом, она потеснила на второе место доллар и евро. В расчетах за импорт ситуация почти сравнялась, однако использование валют США и ЕС снизилось более чем на 22%, а доля рубля выросла — почти на 2%. Наличие СПФC помогало делать транзакции более быстрыми и удобными между контрагентами, теперь ситуация может поменяться, говорит председатель совета директоров Альфа-банка Олег Сысуев:
Олег Сысуев президент Альфа-банка «[Банки] не исключают, что они откажутся пользоваться услугами этой системы. Поэтому следует рассматривать и такой сценарий, вполне вероятный, они не будут пользоваться этими системами, потому что не хотят рисковать своими возможностями работы с недружественными валютами, которые они сейчас имеют, в отличие от российских банков. Но будем вспоминать факс, телекс, помните такие слова? Я не исключаю, что будет сконструирована быстро система для этих целей, что будут найдены еще маленькие ручейки, которые будут течь и позволять осуществляться расчетам с этими странами, но есть в истории и в практике банковской системы инструменты, которые будут действовать, наверное, не такая будет большая скорость, это будет чуть дороже».
Ранее в Минпромторге заявили, что 52% российских компаний столкнулись с проблемами в расчетах с зарубежными контрагентами. В 2022 году этот показатель составлял 42%. Хуже всего, по словам предпринимателей, обстоит дело с обработкой платежей иностранными банками. В частности, сообщалось о проблемах с финорганизациями Китая, Турции, ОАЭ и других дружественных стран.
Помимо рестрикций в отношении СПФС в новый пакет санкций ЕС может войти ужесточение ограничений на экспорт марганцевой руды и других редкоземельных компонентов, а также запрет импорта гелия из России.
Также туда могут включить запрет политическим партиям и иным организациям получать финансирование из России и запрет транспортным компаниям, не менее 25% которых принадлежит России, работать в ЕС.