«Последствия могут быть разные»: Георгий Бовт — о дипломатической эскалации между Москвой и Европой
Российский МИД пригрозил ударами по военным объектам Великобритании
Лента новостей
В российский МИД были вызваны послы ряда западных стран. А посол Германии отозван в Берлин для консультаций. Дипломатическая эскалация стала результатом череды резких высказываний и взаимных обвинений
Обновлено в 21:50
МИД России вызвал британского и французского послов. Немецкий же посол отозван в Берлин для консультаций.
На прошлой неделе глава британского МИД Дэвид Кэмерон заявил Reuters, что Украина вправе использовать британское оружие для ударов по России, после чего британский посол был вызван в МИД РФ. В ведомстве заявили, что в таком случае любые военные объекты Великобритании — на территории Украины и за ее пределами — могут стать целью для российских сил.
Также на Смоленскую площадь был вызван посол Франции после высказываний президента Эммануэля Макрона о возможной отправке французских войск на территорию Украины. Оба посла покинули здание, не ответив на вопросы журналистов.
Одновременно из Москвы для консультаций был отозван посол Германии. Решение было принято после того, как Берлин обвинил Москву в организации кибератак на
О резком росте напряженности рассуждает политолог Георгий Бовт:
Георгий Бовт политолог, журналист «Говорить о том, что сейчас ничего невозможно, уже, наверное, нельзя, но пока все остается в рамках словесной эскалации. В ответ на одни угрозы и заявления в духе эскалации, звучат другие угрозы и другие заявления в духе эскалации. Пока это не выходит за рамки риторики, хотя, конечно, в условиях нынешнего политического стиля, когда пиар и публичность во многом являются движущими силами политики, это может сыграть роль самосбывающегося пророчества. Понижение уровня дипотношений — это висит в воздухе уже в отношении с целым рядом европейских стран, и в данном случае это уже фактически произошло в отношениях со странами Балтии и вполне может расползтись дальше по всему Евросоюзу. Отзыв германского посла для консультации произошел в несколько иной связи, в связи с обвинениями в адрес России в кибератаках на германские объекты. И Германия не делала никаких заявлений в духе французов и британцев, она не говорила об отправке войск, она не говорила об ударах по российским объектам, это несколько отдельно стоящий сюжет. Но в целом, конечно, будет проявлена солидарность. Если пойдет эскалация в отношениях с Францией и Великобританией, то и Германия как союзник по НАТО, и другие страны НАТО присоединятся к этому и проявят союзническую солидарность. Последствия могут быть разные, вплоть до прямого военного столкновения между Россией и НАТО».
В воскресенье, 5 мая, в прессе появилась информация, что французские военные уже находятся на территории Украины. Сообщение опубликовал журналист, в прошлом помощник замглавы Пентагона на страницах китайского портала Asia Times. Официальный Париж в понедельник заявил, что информация не соответствует действительности и Иностранного легиона на территории Украины нет.
Собеседники Business FM единогласно говорят о возросших рисках прямого военного столкновения России и НАТО. Немецкий политолог Александр Рар оценивает ситуацию как «взрывоопасную»: поражение Украины недопустимо для Запада, Россия отступать не собирается, и обе стороны считают себя сильнее противника. Своими оценками делится доцент МГИМО, директор Центра европейской информации Николай Топорнин:
Николай Топорнин директор Центра европейской информации, доцент МГИМО «Все это, к сожалению, настораживает. Это уже не какие-то досужие разговоры или заявления отдельных политологов или отдельных экспертов. Когда высказываются президенты, премьер-министры, министры иностранных дел, министры обороны, в бой уже идет тяжелая артиллерия, причем не только высказываются, но уже проводятся определенные действия, все это только нагнетает обстановку. К сожалению, ни о какой разрядке, ни о каком охлаждении этого кризиса в отношениях между Россией и западным сообществом говорить не приходится. Хочется надеяться, что все-таки мы совместно подойдем к какой-то финальной точке, когда уже надо будет прекращать эту очень агрессивную, на мой взгляд, риторику и все-таки каким-то образом искать пути дипломатических переговоров, дипломатического урегулирования при каком угодно формате. Сейчас сложно говорить, какой это может быть формат дипломатического урегулирования, но любой формат, на мой взгляд, сейчас бы сгодился. Потому что, если уж речь идет о применении тактического ядерного оружия, вы понимаете, чем это может все закончиться. Это может закончиться серьезным ядерным вооруженным столкновением, причем уже с ядерными державами, речь не идет уже об Украине, Украина же не обладает ядерным оружием, а речь пойдет о столкновении с Францией, Великобританией, с США в первую очередь, то есть, по сути, с военным блоком НАТО. Пока это еще не переросло в какие-то реальные практические действия, мне кажется, в этот момент нужно все-таки политикам как-то приостановиться и вообще задуматься, перейти к какому-то поиску компромиссного дипломатического урегулирования этой ситуации».
В понедельник Минобороны России сообщило о подготовке к учениям с использованием нестратегического ядерного оружия по поручению Владимира Путина. Согласно сообщению, решение принято в ответ на «провокационные заявления и угрозы западных официальных лиц» и будут проведены «в ближайшее время».