Boeing стало тяжело летать над Америкой. Комментарий Георгия Бовта
Умер второй информатор о проблемах с безопасностью самолетов Boeing
Лента новостей
В последнее время СМИ пристально следят за корпорацией Boeing, освещают даже небольшие инциденты с самолетами, а также обращают внимание на загадочные смерти бывших сотрудников компании. Что будет с имиджем крупнейшего производителя гражданских самолетов?
В США умер бывший аудитор качества компании Spirit AeroSystems — поставщика корпорации Boeing — Джошуа Дин. Он одним из первых заявил, что руководство Spirit якобы игнорировало производственные дефекты у модели 737 MAX компании Boeing. Дину было 45 лет. Ранее проблем со здоровьем у него не наблюдалось, он вел здоровый образ жизни.
Это уже вторая за последнее время смерть информатора внутри корпорации, который давал показания о проблемах с безопасностью самолетов. Два месяца назад был найден мертвым инженер Джон Барнетт. По данным властей Южной Каролины, Барнетт скончался от огнестрельного ранения. Что происходит в компании?
Явные имиджевые проблемы в корпорации Boeing начались в 2019 году после сразу двух (с разрывом в несколько месяцев) авиакатастроф новейшей на тот момент разработки — Boeing 737 МАХ. Возникли обоснованные подозрения, что машина была выпущена в массовое производство «сыроватой». Причину тогда указали в недоработанном программном обеспечении. Тогда же и в России были приостановлены полеты двух имевшихся на тот момент бортов этого класса, они так и не возобновились. Во всем мире тогда были отправлены в простой сотни таких машин. Позже запреты сняли, но вялотекущие скандалы вокруг проблем с безопасностью не утихали.
Тот же Джошуа Дин, уволенный по сокращению штата еще в 2020 году, периодически привлекал внимание к случаям, по его мнению, производственных дефектов или откровенного брака. Свое увольнение он считал местью компании. В декабре 2023 года Федеральное управление авиации США снова сообщило о неисправностях в самолетах Boeing, рекомендовав снова проверить все те же самолеты 737 MAX, поскольку в их системе управления рулем может быть ослаблен болт. После того как в начале января уже текущего года у самолета Boeing 737 MAX 9 компании Alaska Airlines в воздухе на высоте около 5 тысяч метров буквально вывалилась наружу дверь аварийного выхода, власти снова приостановили эксплуатацию 171 самолетов Boeing 737 MAX 9. Были проведены соответствующие тесты, и компания провалила 33 из 89 таких проверок.
Совсем недавно еще один инженер Boeing Сэм Салехпур, работавший в компании до начала 2022 года, подал жалобу в регулирующие органы США, в которой утверждал, что проблемам качества не уделяется должного внимания еще и при производстве дальнемагистральных самолетов Boeing 787 Dreamliner. Кстати, тот информатор по имени Джон Барнетт, который загадочно умер два месяца назад, как раз давал показания на слушаниях в сенате по Dreamliner. Но успел дать не все.
Вряд ли эти смерти, которые некоторые называют загадочными, остановят расследование дел внутри корпорации, все уже слишком далеко зашло. К тому же на Boeing работают более 50 тысяч инженеров, а общий штат составляет около 150 тысяч в 65 странах мира. Как говорится, всем рот не заткнешь. Тем более что теперь даже на самые мелкие происшествия в компании тут же обращают внимание массмедиа. Это приносит горькие плоды: уже более половины американцев боятся летать на Boeing и даже готовы приплатить, чтобы воспользоваться другой моделью самолета. В среднем где-то долларов по 150 за билет в зависимости от разных социальных категорий.
А еще в ходе разбирательств в конгрессе и в прессе выяснилось, что Boeing слишком тесно подружился с регулятором — Федеральным управлением гражданской авиации. Настолько, что еще десять лет назад управление, выдающее сертификаты годности к полетам каждому новому лайнеру, значительно расширило полномочия инженеров Boeing, которые получили право самостоятельно сертифицировать ряд систем лайнеров, в том числе злополучного 737 MAX и нового на тот момент 787 Dreamliner. Дескать, у федералов денег мало. За все это приходится теперь расплачиваться затяжным падением котировок акций Boeing и успехами конкурентов из Airbus, перехватывающих заказы. Недавно рейтинговое агентство Fitch понизило инвестиционный рейтинг компании до BBB- с негативным прогнозом.
В то же время корпорация, являющаяся одним из двух крупнейших производителей гражданских самолетов, по миру не пойдет и не обанкротится. Надо все-таки отдавать отчет еще и в том, что в какой-то мере проблемы Boeing — да и у Airbus тоже не обходится без происшествий — это проблемы «масштабированной экономики», то есть огромных объемов производства. Достаточно сказать, что самую массовую модель Boeing 737 наштамповали уже столько, что в каждый конкретный момент в воздухе находятся не менее 1,2 тысячи таких машин. В 2018 году компания установила рекорд, произведя 806 коммерческих самолетов. Airbus ответил рекордом в следующем году — 863 машины. Потом пошел спад в разы в годы пандемии.
Сейчас Boeing производит в месяц 38 машин разных модификаций, в основном 737-й серии, один 767-й и один — 787-й, в следующие два года планы выйти на объем 50 самолетов месяц. Самая массовая модель Airbus 320 выпускается в количестве 65 штук в месяц. В 2026 году их будут производить 75 штук в месяц. Гигантов А350 производят по шесть штук в месяц, будет по девять к 2025 году. При таких объемах немудрено, что где-то один болт, глядишь, и не докрутят.