«Победа» и суда для арктических СПГ-проектов «Новатэка» попали под санкции США
Лента новостей
Авиакомпанию внесли в список за деятельность в «секторе российской экономики, который поддерживает военно-промышленную базу страны». Танкеры включили в него, чтобы подорвать будущее производство энергии в РФ
Обновлено в 12:40
Авиакомпания «Победа» попала под санкции США. Российский лоукостер внесен в санкционный список американского Минфина за деятельность в «секторе российской экономики, который поддерживает военно-промышленную базу страны». Из международных рейсов «Победа» летает в Арабские Эмираты, Турцию, Узбекистан, Армению и Белоруссию.
Лоукостер как «дочка» «Аэрофлота» уже находится под санкциями Минторга США с 2022 года. Эти ограничения лишили ее «экспортных привилегий». В данном случае Минфин США сказал, что до 30 июля «Победе» разрешены операции для поставок товаров, технологий и услуг для обеспечения безопасности гражданской авиации.
Последствия санкций комментирует главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров:
— Страны, которые мы называем дружественными, теоретически должны на это не реагировать, это не их санкции, и санкции не имеют [силы] на территории этих стран. Но, как мы видим, и не только в отношении авиации, зачастую эмиссары тех же США специально приезжают в отдельные дружественные России страны, делают там внушения, после которых принимаются те или иные решения не в пользу российских компаний. Не исключаю, что то же самое может произойти и в отношении авиакомпании «Победа», и где-то могут возникнуть проблемы и ограничения. Но в первую очередь все это касается компаний, которые будут сотрудничать с «Победой» не в плане перевозок, а в плане технического обеспечения, поставки запчастей. Действительно, угроза вторичных санкций для таких компаний существенно возрастает, так как, по сути, их могут обвинить не только в попытках обхода санкций, но и в пособничестве, как мы уже видим из формулировки, по сути, террористам, агрессорам.
— У «Победы» что составляет большую часть парка?
— «Победа» использует монопарк в виде одного типа воздушного судна — американский Boeing 737, и планов по изменению структуры парка у нее не было, да и сейчас, наверное, нет возможности. Не говоря уже о том, что сама бизнес-модель не предполагает разнообразия, именно за счет однообразия, единой системы и подготовки взлетного состава, и инженерного состава, и единых складов запчастей, и технического обслуживания, и достигается минимизация расходной части, а соответственно, появляется возможность летать по низким ценам.
Под новые санкции Минфина США попали суда, задействованные в транспортировке оборудования и доставке грузов для арктических СПГ-проектов «Новатэка», и компании, связанные с этим проектом. Как говорится в сообщении Госдепартамента, это сделано, чтобы подорвать будущее производство энергии в России.
«Арктик СПГ — 2» находится под санкциями США с ноября 2023 года. Как заявил тогда помощник госсекретаря США по вопросам энергетики Джеффри Пайетт, цель Вашингтона — «убить этот проект».
В конце прошлого года «Новатэк» объявил форс-мажор по проекту «Арктик СПГ — 2», поскольку введенные ограничения угрожают началу поставок. Эксперты отмечали, что такой статус не запрещает «Новатэку» работать, он страхует компанию от проблем и потенциальных рисков, которые могут быть. Вслед за этим уведомлением ряд иностранных акционеров «Арктик СПГ — 2» объявили форс-мажор по своим договорам.
В апреле «Новатэк», как писали Reuters и Bloomberg, поставила на паузу производство сжиженного природного газа на своем проекте «Арктик СПГ — 2» из-за санкций и нехватки танкеров: хранить его компании больше негде, а отгружать не на чем.
Проблема с танкерами возникла еще в 2022 году, так как у «Новатэка» нет ни одного своего. Создать «теневой флот» газовозов по аналогии с нефтяным флотом компании сложно, потому что не существует таких танкеров-газовозов, еще и ледового класса.
СМИ писали, что «Новатэк» может не получить шесть танкеров от южнокорейской верфи Hanwha Ocean. Часть танкеров не могут передать из-за санкций США против «Совкомфлота», а другую — из-за санкций против самого проекта «Арктик СПГ — 2». Еще 15 танкеров компания заказывала у российской судоверфи «Звезда», но и она работала в тесном контакте с Южной Кореей и теперь, похоже, пытается договориться о сотрудничестве с Китаем.
Отгрузки с первой линии «Арктик СПГ — 2» планировали начать в декабре либо в начале этого года. В преддверии запуска «Новатэк» резко увеличил добычу газа почти в 20 раз. А потом из-за нехватки танкеров ее пришлось снижать. В феврале добыча составила 83 млн кубических метров — это втрое меньше показателя января и в пять раз меньше, чем в декабре. Вторую очередь «Новатэк» ранее планировал запустить в течение 2024 года, а третью — в 2026-м. Об изменении этих планов пока не сообщалось.
Насколько новые санкции могут «подорвать будущее производство энергии в России», как заявил Госдеп США? Комментирует ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович:
— Сейчас США дополнительно вводит санкции против компаний, которые могли бы поспособствовать вывозу газа с «Арктик СПГ — 2», то есть компании, которые связаны с судоходством. Это подстраховка американцев для того, чтобы как можно больше отсрочить срок начала работы хотя бы первой технологической линии «Арктик СПГ — 2». Что касается второй и третьей технологических линий, то есть вероятность, что они вообще не будут введены в эксплуатацию на полуострове Гыдан, как изначально было запланировано. Один из вариантов — это перемещение этих линий на другой проект «Новатэка», который называется «Мурманский СПГ», который будет располагаться в Мурманской области. Почему это решение может быть лучше? Потому что, во-первых, для вывоза газа оттуда не потребуются танкеры определенного класса, а обычные найти проще, в конце концов. Там можно будет использовать энергию Кольской АС и обойтись без строительства электрических мощностей на базе газовых турбин, с которыми тоже есть сложности. Так что в чем-то надо признать, что американские санкции именно против СПГ российского оказались серьезными и успешными для американцев.
— В дальнейшем насколько они могут усугубляться? Или того, что действует, уже достаточно, чтобы мешать корректной работе?
— Если вы про «Арктик СПГ — 2», он никак не может начать работу в плане коммерческих отгрузок. Даже есть парадокс, он официально объявлен работающим, но коммерческие отгрузки начать не может, и перевозка газа резко сократилась, потому что его девать некуда. Но в перспективе, наверное, я думаю, что Россия либо сама, либо с китайцами освоит производство танкеров, в том числе ледового класса. Если мы смотрим на сценарий затяжного конфликта с Западом, при котором не будут поступать танкеры, в том числе из Кореи, на каком-то этапе Россия или китайцы сами сделают эти танкеры, но это требует времени. Что касается варианта с переносом в Мурманск, там проще будет сделать, потому что найти танкеры, которые вывозили бы весь газ, но не будучи танкерами ледового класса, это в мире проще сделать. Это в чем-то будет похожая ситуация на то, что Россия сделала с нефтяным экспортом. То есть найти теневой флот и так далее, и это в итоге будет осуществляться, хотя и с дисконтом. Что касается «Ямала СПГ», то есть вариант о распространении американских санкций, но тогда будет нанесен ущерб французской компании TotalEnergies SE, которая является не просто акционером «Новатэка» и «Ямал СПГ», но и уже несколько лет как возит газ с этого проекта, он уже учтен в ее контрактах. Поэтому, я думаю, TotalEnergies SE постарается сделать так, чтобы как минимум ее эти санкции не коснулись.
Под санкции попали компании из Азербайджана, Бельгии, Китая, Словакии и Арабских Эмиратов. Это, в частности, бизнес, который занимается поставками автозапчастей, инвестициями, горнодобывающей промышленностью, строительством. Ограничения ввели против турецких внешнеторговых фирм, которые закупают и продают материалы и оборудование, в том числе электронику.
В Вашингтоне введение ограничений объяснили тем, что они помогают Москве обходить санкции и закупать оборудование за рубежом.