Как Илон Маск одной поездкой заработал десятки миллиардов долларов. Комментарий Георгия Бовта
Капитализация Tesla выросла после соглашения Маска с китайской Baidu
Лента новостей
По результатам неожиданного визита в Китай Илона Маска было заключено соглашение между Tesla и Baidu по разработке картографических и навигационных систем для внедрения программы автономного вождения. Радушный прием Маска резко контрастировал с безрезультатными переговорами госсекретаря Блинкена с Си Цзиньпином
Американский миллиардер приехал в Китай с неожиданным визитом, во время которого договорился о сотрудничестве между принадлежащей ему компании Tesla с китайской технологической компанией Baidu.
Tesla совместно с Baidu будет разрабатывать картографические и навигационные системы для внедрения программы автономного вождения FSD. Китайские чиновники одобрили план компании Маска по запуску FSD в стране. Также в ходе визита Маска принял премьер Госсовета КНР Ли Цян. Это привело к резкому росту котировок акций Tesla. Системы автономного вождения и помощи водителю становятся все более распространенными в Китае. На этом фоне Tesla столкнулась с жесткой конкуренцией, доля компании на автомобильном рынке Китая сократилась с 10,5% в первом квартале 2023 года до 6,7% в четвертом квартале. Сколь успешна дипломатия Илона Маска?
Состояние Илона Маска в результате визита в Китай за пять дней выросло на 37,3 млрд долларов благодаря скачку стоимости акций Tesla на фоне сообщений о договоренностях с китайской технологической компанией Baidu. Впрочем, отчасти сказался еще и эффект низкой базы. Ведь после недавнего худшего за последние два года квартального отчета Tesla ее капитализация по состоянию на 30 апреля и уже после отскока котировок составила лишь 586 млрд долларов. Тогда как в ноябре 2021 года компания стоила более 1,2 трлн долларов, с тех пор цена «лесенкой» шла вниз. Только в этом году акции Tesla упали на 32%. Но Маск уже не раз доказывал, что личной дипломатией может двигать котировки на десятки миллиардов. История Tesla — это ведь во многом результат блестящей презентации.
Китайский рынок важен для Маска настолько, что он в последний момент отменил запланированный на это же время визит в Индию. Причем была запланирована встреча с индийским премьером Нарендрой Моди, на которой миллиардер собирался вроде объявить об инвестициях на 3 млрд долларов и о начале официального импорта в страну электромобилей, но теперь отказался от таких намерений, заявив, что это «слишком тяжелые обязательства для Tesla». Учитывая непростые отношения Индии и Китая, все это вызвало в Индии небольшой политический скандал, там это восприняли как оскорбление.
В Китае же Маску вроде удалось преодолеть ряд ключевых препятствий, которые мешали Tesla применять свое ПО для автопилота в Китае. Теперь компания получит такое право через соглашение с Baidu, которая уже поставляет ей картографическое программное обеспечение с 2020 года. Наличие местного контрагента, который будет обрабатывать персональные данные автовладельцев, призвано снять обеспокоенность китайских регуляторов вопросами информационной безопасности. Притом что открытый в 2018 году завод Tesla в Шанхае стал первым в истории КНР автомобильным производством, полностью принадлежащим иностранному инвестору.
До тех пор зарубежные компании вынуждали были создавать совместные предприятия с китайскими фирмами. Завод в Шанхае дает до половины всего объема производства электромобилей Tesla в мире. С 2021 года Tesla локализовала хранение и обработку всех данных, собираемых ее электромобилями на территории КНР. В ходе переговоров с китайскими чиновниками Маск мог поднимать тему трансграничной передачи этих данных в США для ускорения обучения фирменной системы автопилота, поскольку основные вычислительные мощности Tesla находятся в Америке. Если ему удалось продвинуться в этом направлении, то это стало бы огромным личным успехом амбициозного миллиардера.
Визит Маска сильно контрастировал с недавними переговорами в Китае госсекретаря США Энтони Блинкена, которые прошли весьма холодно и ни к каким прорывам не привели. Тем более что даже после аудиенции у Си Цзиньпина госсекретарь не удержался от угроз в адрес Пекина за продолжение сотрудничества с Москвой. Во многом еще и поэтому китайская пресса подавала визит Маска исключительно в позитивном ключе. Это ведь можно считать успехом и для китайских властей, которые продемонстрировали, что крупный западный бизнес вполне можно подвигнуть играть по китайским правилам и без лишней политизации.
Также развеяны слухи, что Tesla может стать жертвой мести Пекина за возможный грядущий запрет TikTok в Америке. Правда, машины Tesla пока еще остаются под запретом для использования госструктурами КНР. Автомобилям Tesla запрещено въезжать на китайские военные объекты по соображениям безопасности, связанным с установленными на автомобилях видеокамерами. По этим же причинам им не разрешено приближаться к местам проведения важных политических мероприятий. Однако теперь власти КНР заявили, что Tesla успешно прошла тест на соблюдение правил обработки данных, что может снять для электромобилей Tesla ряд ограничений.
Тем временем администрация Байдена в начале года подготовила проект запрета на ввоз в Америку всех китайских автомобилей, включая электрические, которые имеют прямой выход в интернет. Пока идет расследование министерства торговли на предмет угроз нацбезопасности. Тем не менее Белый дом не чинит Илону Маску никаких видимых препятствий в его попытках экспансии на китайском рынке, несмотря на то, что это сопряжено с распространением новейших технологий. Это, конечно, не исключает возможности кулуарных обсуждений деликатных моментов с соответствующими структурами, которые тем не менее тоже воздерживаются от прямых запретов.