Автоматизация уровня бот, или Как роботы спасают HR от рутины
В Москве прошла церемония награждения победителей HR-премии
Лента новостей
Премию «HR-уровень: бот» третий год подряд организует компания HR Messenger, разработавшая чат-боты для ключевых процессов найма на пути кандидата. Чат-боты самостоятельно обрабатывают отклики, собирают нужную информацию от кандидатов и даже помогают в адаптации персонала.
В бизнес-клубе Noodome собрались самые продвинутые HR-директора и руководители отделов подбора крупных компаний, участники премии с говорящим названием «HR-уровень: бот». «Боги автоматизации» — именно так звучит одна из номинаций — раздавали интервью и визитки перед награждением на фоне виднеющихся с террасы башен Кремля. В этом году было подано более 100 заявок, в финал вышли 23 номинанта в семи ключевых категориях. Среди них — «Лучший дашборд», «Вооот такая воронка» и другие.
Раньше рекрутеры вечерами обзванивали кандидатов, а теперь — почти круглосуточно, как в песне: вкалывают роботы, а не человек. Коммуникация с соискателями идет через чат-боты в удобное для них время, роботы обрабатывают отклики на вакансии, собирают нужную информацию и даже адаптируют новых сотрудников после выхода на работу. О том, как чат-боты вышли на рынок найма и где нашли применение, рассказал генеральный директор HR Messenger Константин Куница.
Константин Куница генеральный директор HR Messenger «Мы начали экспериментировать с чат-ботами в HR в 2017 году, и с тех пор чат-боты на рынке труда в России присутствуют постоянно. На первый взгляд кажется, что это инструмент для массового подбора, который должен использоваться именно там. Но фактически с помощью чат-ботов HR выполняют самые разные задачи. Они призваны избавить от рутины, оптимизировать процессы, и поэтому везде, где есть повторяющаяся коммуникация, большие трудозатраты на какие-то действия, напоминания, регулярные сообщения — на помощь приходят чат-боты. Они сейчас применяются во всех этапах рекрутмента — не важно, массовый это подбор или экспертный. Инструмент используется в процессах адаптации, преадаптации, всевозможных пульс-опросах и exit-интервью. Ряд наших клиентов, например, даже используют чат-ботов как тайм-киперов на стратегических сессиях. Боты просят гостей вернуться в зал, представляют следующего спикера, собирают обратную связь от посетителей».
Недавно в компании «Ашан» провели опрос среди бывших сотрудников — оказалось, что 86% из них готовы снова рассмотреть вакансии компании. О том, как удалось трансформировать намерение в действие, рассказала Екатерина Недельчо, директор по привлечению и подбору персонала «Ашана».
Екатерина Недельчо директор по привлечению и подбору персонала «Ашана» «В прошлом году мы решили вернуть назад наших бывших сотрудников, и в этом нам очень помог чат-бот. С помощью него мы охватили кандидатов, которые покинули компанию за последние семь лет, и в общей сложности вернули на позиции более 1,7 тысячи соискателей. На самом деле возможности робота ограничены только вашим ощущением текущей ситуации и фантазией, можно придумать много разных способов для использования технологии. Например, мы зашили в диалог чат-бота вопрос: «Можете ли вы порекомендовать кого-то в нашу компанию?» — и задавали его кандидатам. Так мы получили рекомендацию узкого специалиста, категорийного менеджера, которого долго искали».
Чат-боты интегрируются на всем пути кандидата, начиная от первого контакта, ведь у многих сообщение в мессенджере вызывает меньше напряжения, чем телефонный звонок с незнакомого номера. 80% офисных сотрудников и 50% «синих воротничков» предпочтут сообщение звонку, отметил директор по продажам «Авито работы» Роман Губанов.
Роман Губанов директор по продажам «Авито работы» «Рынок находится в беспрецедентной ситуации. В 2024 году впервые за всю историю наблюдений мы видим минимальный уровень безработицы — порядка 2,8%. Чтобы выигрывать в условиях конкуренции, работодателю необходимо быстро реагировать на отклики соискателя, и в этом, безусловно, помогают такие решения, как чат-боты или кол-боты. Они автоматизируют процесс рекрутмента, ускоряют прохождение кандидатов по воронке найма. Также HR-cпециалисты используют ATS- и CRM-системы — они помогают распределять кандидатов по этапам воронки и вести учет источников найма».
Чат-ботов используют не только крупнейшие работодатели, но также средний и малый бизнес. Популярна технология и среди таксопарков — там боты помогают ускорить процесс прохождения интервью. Но ожидать, что скоро роботы заменят HR-специалистов, не приходится: коммуникация с кандидатами на топовые и дефицитные позиции по-прежнему требует человеческого отношения, и особенно доверия.