Палата представителей Конгресса США может отделить Украину от Израиля. Комментарий Георгия Бовта
Лента новостей
Спикер палаты представителей конгресса заявил, что вопрос дальнейшей военной помощи Украине будет выделен в отдельный законопроект. Ранее президент Байден указывал, что подпишет исключительно общий законопроект, в котором военная помощь будет выделяться сразу Израилю, Украине и Тайваню. У кого больше шансов выиграть в этом раунде внутриполитической американской борьбы?
Вопрос дальнейшей помощи Украине будет рассмотрен в Конгрессе США в виде отдельного законопроекта. Об этом сообщил спикер палаты представителей конгресса Майк Джонсон. При этом Джонсон ранее на встрече руководства конгресса с президентом Байденом заверил Белый дом, что полностью поддерживает Украину. Накануне помощник главы Пентагона по международной безопасности Селеста Уолландер заявила, что в случае одобрения американским конгрессом нового пакета помощи Украине США смогут начать отправку боеприпасов буквально в течение одной-двух недель. Каковы перспективы принятия закона?
Сенат принял единый закон о помощи Украине, Израилю и Тайваню общим объемом 95 млрд долларов два месяца назад, однако на пути его одобрения палатой представителей встал спикер Джонсон, за спиной которого маячит тень Трампа, твердым сторонником которого он является. Неслучайно в минувший уик-энд он ездил к Трампу в его поместье во Флориде. За инструкциями. Для Трампа ставить палки в колеса любым инициативам Байдена является самоцелью. Украина в этом процессе — дело десятое.
Если бы сенатский вариант был выставлен на голосование в нижней палате как он есть, то, скорее всего, был бы уже принят голосами демократов и части республиканцев. Однако поставить билль на голосование в обход спикера технически сложно. Основная головная боль Джонсона — это небольшая, но шумная группа правых республиканцев. Они не простили Байдену то, что он изъял из первоначального законопроекта об иностранной помощи ассигнования на укрепление границы с Мексикой, и теперь некоторые, как, например, конгрессвумен Марджори Тейлор Грин из Джорджии, выступая против продолжения помощи Украине, грозят сместить Джонсона, как произошло с предыдущим спикером, если он пойдет на поводу у Белого дома. Технически это сделать будет не так уж трудно, если только республиканского спикера не решат поддержать демократы, что может поставить под удар рассмотрение многих будущих законопроектов. Если же спикера сместят, это парализует работу палаты на несколько недель.
Джонсон не нашел ничего лучшего, кроме как разделить сенатский билль на четыре части, намереваясь поставить их на голосование отдельно не позже 19 апреля, отведя на дебаты и поправки по всем четырем 72 часа. Если это, конечно, будет одобрено в ходе голосования по процедурным вопросам. Помимо отдельных пакетов помощи Украине, Израилю и Тайваню четвертый содержит новые санкции против Ирана, положение о возможности финансировать Украину за счет конфискации российских активов, а также о предоставлении такой помощи отчасти в виде кредитов. Накануне палата представителей в порядке разминки подавляющим большинством при всего 11 голосах против приняла отдельный законопроект, внесенный еще в прошлом году, об ужесточении вторичных санкций против Китая за покупку иранской нефти, а именно против китайских и иранских банков, задействованных в этой торговле. Из примерно полутора миллионов баррелей в сутки экспортируемой иранской нефти 80% идет именно в Китай. Однако исполнение санкционного режима все же будет возложено на исполнительную власть. К тому же судьба билля в сенате пока неизвестна.
Что касается предлагаемых спикером Джонсоном четырех отдельных законопроектов, то, проголосованные отдельно, они затем могут быть снова объединены в один билль и отправлены в сенат на согласование. Правда, непонятно, что останется от сенатского варианта по разным позициям. И насколько, соответственно, затянется это согласование. Так, осенью нижняя палата голосами республиканцев приняла отдельный пакет помощи Израилю на те же 14 млрд долларов, что запросил и Белый дом, но только было предложено изыскать эти деньги за счет урезания бюджета Налоговой службы США. Проблемы с деньгами для Израиля могут возникнуть и со стороны левых прогрессистов в стане демократов, которым не нравится, сколь жестоко ЦАХАЛ ведет операцию в Газе, где уже погибло более 33 тысяч мирных жителей.
Все эти дискуссии идут на фоне многочисленных заявлений из Белого дома о том, что помощь Украине нужна срочно. Этому вторит Киев, не уставая повторять, что у ВСУ кончаются средства ПВО и снаряды. В частности, президент Зеленский на днях заявил, что Трипольская ТЭС была уничтожена российским ударом лишь потому, что у местного ПВО не осталось ракет. Он также уверяет, что без американской помощи у Украины не будет шансов устоять в случае масштабного наступления России. И хотя для американских конгрессменов межпартийные споры представляются более важными, чем события на Украине, есть основания полагать, что если бы разведка США доложила, что положение Киева и впрямь отчаянное и фронт вот-вот рухнет, то, возможно, дела бы в конгрессе пошли быстрее.
Кроме того, у Байдена остаются возможности и для оказания экстренной помощи не на один миллиард долларов. Еще в 2022 году был принят закон о ленд-лизе для Украины, который дает право администрации США предоставлять во временное пользование или в аренду вооружения Украине и другим странам Восточной Европы, которые затронуты военным конфликтом. Однако Белый дом продолжает хладнокровно торговаться, видимо, считая, что какое-то время у него все еще есть, если исходить из реальной обстановки на поле боя, а не судить по алармистским заголовкам в СМИ. Байден не раз давал понять, что подпишет только единый пакет ассигнований на иностранную помощь, а на все прочие варианты наложит вето. У республиканцев нет голосов даже близко, чтобы его преодолеть. Учитывая разброд и шатания среди однопартийцев Трампа, шансы на то, что Белый дом в конце концов все же продавит все, что хочет, достаточно велики.