Зачем канцлер Германии отправился в Китай? Комментарий Георгия Бовта
Лента новостей
Вопросы экономических отношений и преодоления накопившихся трений — главные темы визита. Шольца сопровождают главы ведущих германских корпораций, а предыдущие визитеры из Германии — глава МИД Бербок и вице-канцлер Хабек — в этот раз остались дома. Поднимет ли Шольц вопрос украино-российского конфликта на встрече с Си Цзиньпином?
Канцлер Германии Олаф Шольц начал трехдневный визит в Китай с посещения города Чунцин, где находится одно из предприятий с немецким капиталом. Самым высоким по рангу чиновником, который встретил Шольца на китайской земле, стал заместитель мэра города Чунцин. Однако уже 16 апреля канцлер проведет в Пекине переговоры с председателем КНР Си Цзиньпином и премьером Госсовета Ли Цяном. Зачем он туда поехал?
Встреча в Чунцине на уровне заместителя мэра, конечно, противоречит традициям дипломатического протокола. Однако выбор города, являющегося одним из центров автомобильного производства в Китае, не случаен: там находится запущенный в прошлом году корпорацией Bosch завод по производству автомобильных силовых установок на водородных топливных ячейках. Первым покупателем их стали США, где ими уже оснащают магистральные тягачи Nikola, использующие водородное топливо в качестве источника энергии. Такая вот международная кооперация. В Чунцине вообще базируются 84 немецкие компании. Именно этот город является также отправной точкой железнодорожного грузового сообщения между Китаем и Европой, которое заканчивается в германском Дуйсбурге. Каждую неделю по этому маршруту в Германию отправляются около 60 грузовых составов.
А вот уже на государственном уровне Шольца встретят 16 апреля в Пекине, где он в том числе будет принят с военными почестями председателем Госсовета КНР в Доме народных собраний, а также Си Цзиньпином.
Вопросы экономических отношений и преодоления накопившихся трений — главные темы визита. Поэтому Шольца сопровождают главы ведущих германских корпораций. Китай остается главным торговым партнером Германии с товарооборотом в 254 млрд евро в прошлом году, это даже больше, чем товарооборот Германии с США. Однако на 15% меньше, чем годом ранее. В то же время прямые германские инвестиции в Китай в прошлом году составили рекордные 11,9 млрд евро, что стало весьма своеобразным ответом на разработанную Берлином новую стратегию в отношении Китая по снижению рисков в двусторонних отношениях.
Там, с одной стороны, содержится призыв продолжать диалог, однако, с другой — диверсифицировать экономические связи с целью снижения зависимости от Китая в критически важных отраслях. Общий импорт из Китая в ФРГ снизился почти на 20% за 2022 и 2023 годы, однако ФРГ по-прежнему сильно зависит от китайских поставок в области химической и электронной продукции, сырья, в том числе таких редкоземельных элементов, как скандий и иттрий.
В Китае в свою очередь надеются, что визит поможет снизить напряженность в отношениях КНР с Евросоюзом в целом. Там попытаются убедить Шольца не поддерживать антидемпинговые меры ЕС против китайских автомобилей, солнечных батарей и ветрогенераторов. Тем более что немецкие автопроизводители тоже ведь сильно рассчитывают на китайский рынок. Кстати, именно Берлин был в прошлом году главным противником начала антидемпингового расследования ЕС против китайского автопрома. Из опасений, что неизбежные ответные меры Пекина ударят по интересам немецких автопроизводителей в Китае. Также Германия сильно зависит от китайских технологий в контексте повестки «зеленой энергетики»: 87% солнечных батарей в Германию импортируются из Китая, согласно данным Федеральной службы статистики ФРГ.
В самой Германии в правящей так называемой светофорной коалиции нет единства по поводу «китайской стратегии» Шольца. Главными ее критиками и сторонниками ужесточения курса в отношении Пекина выступают «зеленые». Тогда как сам Шольц сторонник более осторожных подходов, он не желает слишком сильно давить на Китай. Эти противоречия накладываются и на разногласия по поводу ослабления экономики Германии, в том числе из-за присоединения к антироссийским санкциям, а также по вопросам политики в отношении Украины, которая в исполнении Шольца не удовлетворяет в настоящий момент ни «ястребов», ни «голубей».
Как всякий европейский политик, нынче посещающий КНР, германский канцлер неизбежно затронет тему поддержки России Китаем, это своего рода «обязательный номер» для всех стран ЕС. Накануне визита Шольц сделал в соцсетях несколько заявлений, выражающих определенную критику политики Пекина в этой части. Однако общее стремление сохранить сбалансированный подход в переговорах и не навредить германскому бизнесу в КНР не позволит Шольцу занять слишком жесткую позицию, в том числе и по Украине. Скорее всего, прозвучит нечто невнятное про необходимость решать вопрос путем переговоров. В свете предстоящей в середине июня в Швейцарии мирной конференции по Украине будет любопытно, какую позицию Шольц займет по отношению к так называемому мирному плану Зеленского из десяти пунктов, который положен в основу обсуждения на конференции, притом что есть ведь и китайский план Си Цзиньпина из 12 пунктов, который куда как более подходил бы Москве и который Китай хотел бы положить в основу мирных переговоров, когда и если они состоятся.
В любом случае весьма непросто в нынешних условиях придерживаться курса «бизнес в обычном порядке», когда над всем довлеет большая политика.