Путин: украинцам стоит самим решать, быть им с Россией и Белоруссией или нет
Лента новостей
На встрече с Александром Лукашенко президент РФ добавил, что российская армия воздерживалась от ударов по энергетике Украины зимой, но теперь вынуждена отвечать на атаки по энергетическим объектам России. Лукашенко, в свою очередь, заявил, что пришел момент прежде всего для украинцев, чтобы сесть и окончательно договориться
Обновлено в 18:00
Во время встречи с белорусским президентом Александром Лукашенко в Кремле президент России заявил, что Москва не только не отказывалась от мирного решения, но и склонна к нему, и напомнил, что Киев отказался от стамбульских мирных договоренностей под давлением Запада в 2022 году. Кроме того, Россия по-прежнему готова к переговорам по Украине, но проводить их по чей-то указке считает невозможным.
Путин отдельно остановился на том, что украинцам стоит самим решать, быть ли им с Россией и Белоруссий или нет. Президент заявил, что обратится к Лукашенко как к посреднику, «если возникнет необходимость» в новых переговорах.
Президент Белоруссии Александр Лукашенко, в свою очередь, заявил, что пришел момент прежде всего для украинцев, чтобы сесть и окончательно договориться. Кроме того, он подчеркнул, что вести мирные переговоры нужно, исходя из соглашений, подписанных в Стамбуле весной 2022 года, и отметил, что именно такую позицию высказывал Владимир Путин.
Прокомментировал Путин и предстоящую в Швейцарии конференцию по мирному урегулированию ситуации на Украине: «Это уже вообще паноптикум какой-то, Россию не приглашали, считают, что ей там делать нечего, и в то же время говорят, что и без нас ничего решить невозможно».
Комментирует научный руководитель Российского совета по международным делам Андрей Кортунов.
Андрей Кортунов научный руководитель Российского совета по международным делам «Мне кажется, что российское руководство в очередной раз подтверждает свою позицию, которая основана на двух принципах. Во-первых, Россия готова к переговорам при условии учета тех реальностей, которые сейчас существуют на Земле, то есть с учетом тех решений, которые были приняты о включении новых регионов в состав Российской Федерации. И, во-вторых, переговоры должны вестись не только по урегулированию конфликта между Россией и Украиной, но по более широкому комплексу вопросов европейской безопасности, а также, по всей видимости, отношений между Россией и Соединенными Штатами. То есть российское руководство настаивает на возвращении к тем предложениям, которые Россия сделала еще в конце 2021 года Соединенным Штатам и Североатлантическому альянсу. Эти предложения, которые не были восприняты серьезно или, по крайней мере, не были приняты западной стороной, по-прежнему с точки зрения российского руководства должны стать основой для любого последующего переговорного процесса. Очевидно, что вопрос о переговорах постоянно поднимается, в том числе и на Западе, и не только на Западе. Буквально вчера просочились в СМИ новые предложения со стороны турецкого лидера Эрдогана. Сейчас все, что происходит, еще надо воспринимать с учетом предстоящей конференции в Швейцарии по мирному урегулированию, где будет обсуждаться обновленная версия стороны Зеленского, с украинской стороны, насколько можно судить, тоже наблюдаются определенные подвижки, хотя и не принципиальные. Поэтому, конечно, эта тема остается актуальной, и я думаю, она будет актуальна и дальше. Но когда начнутся переговоры, сказать трудно, это зависит от многих факторов, в том числе от политических процессов стран Запада».
Владимир Путин заявил, что Россия наблюдает удары по своим энергообъектам и вынуждена отвечать. При этом сама из гуманитарных соображений зимой не наносила никаких ударов, чтобы не оставить без энергоснабжения социальные учреждения, больницы.
Кроме встречи с президентом Белоруссии, Владимир Путин в четверг, 11 апреля, впервые за полтора года провел очное заседание Совета безопасности. Путин утвердил новый состав научного совета при Совбезе — теперь там на 20 человек больше, чем было до того.
В структуру, в частности, вошли ректор МГЛУ Ирина Краева и бывший глава Минвостокразвития Александр Галушка. Несколько экспертов, участвовавших в совете, напротив, были исключены. Среди них политолог Сергей Караганов, он в своих статьях призывал к использованию тактического ядерного оружия. Заявления по мирным переговорам и заседание Совбеза комментирует профессор Финансового университета Константин Симонов:
Константин Симонов генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности, профессор Финансового университета «Россия неоднократно уже обозначала свою готовность к переговорам, и Путин об этом говорил, почему это делается с подачи Лукашенко. Потому что все-таки инициатива на нашей стороне, и мы считаем официально, что переговоры вроде как нужнее Украине, и поэтому не Путин должен приглашать Украину к переговорам, а кто-то другой. Поскольку официальный Киев пока к переговорам с Путиным не стремится, кто-то должен был эту подачу сделать. Теперь, конечно, все дело будет в реакции Киева и в реакции скорее тех стран, которые оказывают Киеву поддержку. Здесь, конечно, напрямую Зеленский не даст согласия на переговоры, но, если страны коллективного Запада начнут говорить о том, что ситуация требует мирного решения, что пора вступать в переговорный процесс, при такой подаче Зеленский может и согласиться. Пока далеко не факт, кстати, что Запад даст такой сигнал. Стамбул здесь фигура речи, потому что понятно, что стамбульские соглашения уже неактуальны и к ним возвращаться смысла нет, скорее, речь идет о том, что вообще есть готовность начать переговорный процесс, то есть отправлять официальные делегации, по крайней мере, начинать прощупывание каких-то позиций. Путин справедливо говорит о том, что без России переговоры в том же швейцарском формате вести глупо. Что касается реакции Запада, которая в данном случае является ключевой, здесь вопрос, начнут они давить на Киев или не начнут. Я пока аккуратен в оценках, потому что Запад разный, и там есть, очевидно, разные точки зрения. А что касается вопроса по кадровым решениям относительно Совбеза, можно ли судить по кадровым перестановкам, что ястребиная позиция и ее градус в России несколько снижается, я бы не стал делать такие далекоидущие выводы, потому что, если вы внимательно прочитаете состав научного совета при Совбезе, вы легко там обнаружите, что сторонники ядерного удара по странам Запада, причем публичные сторонники, там есть. Поэтому одних убрали, других добавили, но в целом Россия периодически будет обозначать такую крайнюю позицию, это тоже можно рассматривать как некую форму, может быть, парадоксального переговорного процесса, но понятного, когда вы обозначаете крайнюю форму, показываете, что есть и гораздо более радикальная точка зрения».
Встреча президентов России и Белоруссии продлилась четыре часа и продолжится сегодня, 12 апреля.