Крупнейший российский производитель вина стал государственным
Лента новостей
Владельцем активов группы компаний «Ариант», которые суд изъял в пользу государства по иску Генпрокуратуры, стало Росимущество. Среди этих активов — «Кубань-вино». «Ариант» пытается обжаловать национализацию, но перспективы пока неясны
Взыскание активов ГК «Ариант» в пользу государства — часть большего дела по национализации Челябинского электрометаллургического комбината. Если коротко: Генпрокуратура подала иск о незаконном обогащении к теперь уже бывшему владельцу комбината, уральскому бизнесмену Юрию Антипову. Изначально сумма требований была чуть меньше 26 млрд рублей, потом ее увеличили в четыре раза. И претензии возникли уже не только к тому, за кем остался комбинат, то есть к Антипову, но и к его бывшему деловому партнеру Александру Аристову. Последнему после раздела совместного бизнеса в 2020 году отошли агропромышленные активы в виде ГК «Ариант».
В итоге суд признал незаконной приватизацию Челябинского электрометаллургического комбината, а взыскание обратил в том числе на активы Аристова. Юристы холдинга «Ариант» обжаловали национализацию в Верховном суде, отметив, что рассмотрение дела на 105 млрд рублей прошло в рекордно короткий срок — семь дней, на изучение 25 томов дела было дано всего три дня, а физлиц даже не известили о привлечении их к суду в качестве ответчиков.
О перспективах этой жалобы рассуждает партнер коллегии адвокатов А2 Михаил Александров:
Михаил Александров партнер коллегии адвокатов А2 «Об этом не пишут, но я подозреваю, что вместе с жалобой в Верховный суд они наверняка подали ходатайство об обеспечительных действиях в виде приостановления исполнения решения. Если Верховный суд примет это ходатайство и вынесет решение о приостановлении исполнения, это, по крайней мере, даст им отсрочку. Дальше процедура Верховного суда — жалоба поступает, она пойдет на рассмотрение к судье, и судья первоначально выносит решение о том, следует ли в принципе принять эту жалобу к производству суда и передавать на рассмотрение Верховного суда. Это судья делает единолично, дальше уже будет назначено судебное заседание. Я думаю, что Верховный суд не в состоянии рассмотреть это с такой скоростью, как это рассмотрел челябинский суд».
В «Ариант» входят несколько заводов по выпуску комбикорма, свинокомплекс, предприятия по переработке мяса и сеть фирменных магазинов в Челябинской и Свердловской областях. Но самым привлекательным активом, пожалуй, является «Кубань-вино» с такими брендами, как Chateau Tamagne, Aristov и «Высокий Берег». Его продукция хорошо знакома россиянам.
Об этом производителе вина рассказывает эксперт алкогольного рынка, автор телеграм-канала «Пьяный мастер» Денис Пузырев:
Денис Пузырев эксперт алкогольного рынка, автор телеграм-канала «Пьяный мастер» «Кубань-вино» — это крупнейший российский производитель вина, больше «Массандры» с точки зрения площадей и объемов производства. Он в два раза больше «Массандры», которая считается крымским гигантом. Они производят огромное количество вина. Если я правильно помню, в 2022 году их выручка составила более 11 млрд рублей — это колоссальные деньги для российского винного рынка. То, что происходит, это очень тревожно для всего рынка, потому что им удалось сделать хороший бизнес, отлично работающий холдинг. Большинство их вин находились в массовом сегменте, и у них был открыт большой центр, то есть они вкладывались и в винный туризм, даже не столько в развлекательную часть, сколько в образовательную».
Не очень понятно, как государство поступит с компанией «Кубань-вино», если бывшему собственнику не удастся обжаловать ее национализацию. Есть сомнения, что Росимущество будет самостоятельно развивать этот актив: производство вина — это сложный бизнес. Относительно дальнейшей продажи компании тоже есть сомнения. Продолжает независимый эксперт Андрей Ткемаладзе:
— Меня сильно удивило такое действие государства, потому что более ненужного актива, чем винный, трудно себе представить. Если в нефтяной отрасли или где бы то ни было еще у государства есть хоть какие-то компетенции, то в области виноделия государство мне кажется даже не слоном в посудной лавке.
— Могут ли найтись желающие на эти активы? Если предположить, что государство начнет избавляться от них, кто может претендовать?
— За реальную стоимость выкупить эти активы — это нонсенс, получить за 0 рублей 0 копеек, там огромное количество земельных угодий и высаженных лоз. Может быть кто угодно, любой производитель скажет: «Спасибо, давайте мне, и вот это тоже».
А вот с дальнейшей судьбой Челябинского электрометаллургического комбината ясности больше. Как говорили ранее источники РБК, заводы комбината после национализации могут передать «Ростеху», затем госкорпорация должна будет сократить свою долю в активе до блокпакета.