Китайский экспортер обвинил российского дилера в продаже автомобилей под залогом
Лента новостей
По версии Biulu, российская Neo Cars реализовала еще не оплаченную партию машин, которые теперь могут изъять у покупателей. Импортер настаивает, что машины были поставлены с задержкой, а продавец отказывается идти на компромисс
Размолвка между Neo Cars и Biulu стала, пожалуй, первым публичным конфликтом между российским и китайским бизнесом за последние два года. По заявлению поставщика, российский импортер получил из КНР крупную партию премиальных автомобилей, в том числе LiXiang и Zeekr. Покупатель оставил 20% предоплаты, но не рассчитался с продавцом в срок и «неоднократно прибегал к обманным действиям, чтобы не оплачивать остаток по договору». Как утверждают в Biulu, вместо этого Neo Cars продала автомобили, несмотря на наличие договора залога.
Руководство Neo Cars в разговоре с «Известиями» обвиняет партнера в неоднократных задержках поставок, в результате чего компания понесла «серьезные убытки». По версии импортера, Biulu отказалась «войти в положение» в связи с задержками платежей в Китай и потребовала возврата партии.
О перспективах иска, который готовит китайская компания, рассуждает советник юридической компании «Лемчик, Крупский и партнеры» Артем Рубанов:
Артем Рубанов советник юридической компании «Лемчик, Крупский и партнеры» «Сложно сказать, в каком суде будет разбирательство, пока никто не видел ни исков, ни принятых к производству дел. Речь идет сейчас о качественно расписанном пресс-релизе китайской стороны, который явно направлен на то, чтобы подавить российского импортера. Непонятно, идет ли речь о том, что в залоге находятся автомобили, которые уже куплены последующими покупателями на российской стороне, или это те автомобили, которые должны были быть поставлены по предоплате до 1 апреля. Собственно, представитель компании Neo Cars заявляет именно о том, что были сорваны сроки, есть вина китайской стороны. Neo Cars ссылается на то, что были проблемы, связанные не с тем, что они не смогли финансово исполнить свои обязательства по поставке автомобилей, а именно с тем, что были сложности с переводом денежных средств в банках-корреспондентах. Это общеизвестный факт, и действительно, такое событие может быть признано даже форс-мажором. На рынке был ажиотаж, связанный с тем, чтобы наибольшее количество китайских автомобилей зашли на российский рынок до 1 апреля по старым ставкам. Ну и, видимо, стечение этих, как обычно бывает, объективных факторов, на которые никто не мог повлиять, привело к такому коммерческому конфликту».
Biulu рекомендовала клиентам Neo Cars связаться с автоюристом, если их покупка оказалась предметом залога. «Известия» приводят номер залогового уведомления, по которому машину можно проверить в реестре Федеральной нотариальной палаты. В списке VIN-номеров 106 позиций, а Neo Cars подтвердила изданию, что 2/3 партии уже проданы. По мнению собеседников газеты, в случае решения в пользу китайской компании автомобили могут быть изъяты у владельцев. Но прощаться с машиной рано, говорит партнер юридической компании «Лекс альянс», замруководителя Ассоциации экспортеров и импортеров Владислав Донченко:
Владислав Донченко партнер юридической компании «Лекс альянс», замруководителя Ассоциации экспортеров и импортеров «На сегодняшний день практика, связанная с приобретением залогового имущества, в целом негативна для собственника. Залоговое имущество чаще всего взыскивается у покупателя, а в случае с приобретением автомобилей доказать право собственности, исходя из концепции добросовестного покупателя, крайне сложно. Информация о наличии залога на автомобиль является публичной и общедоступной, поэтому в целом практика складывается негативно. Тем не менее не все так однозначно. Там были договоры, которые были заключены до залогового соглашения, соответственно, какие-то клиенты, я думаю, все-таки избегут этих неблагоприятных последствий, но называть их обманутыми, пока еще не установлены все обстоятельства данного дела, ни в коем случае нельзя».
С учетом международного характера коммерческого спора при рассмотрении иска суду предстоит действовать в условиях политической чувствительности процесса.
За минувшие два года Китай стал главным торговым партнером России, и, если решение покажется китайской деловой общественности предвзятым, инцидент может усложнить работу с КНР и для других российских импортеров.