В Орске продолжает прибывать вода, эвакуируются все новые районы
Лента новостей
В Оренбургской области ввели режим ЧС федерального масштаба. Более 6 тысяч человек эвакуированы, в данный момент эвакуация продолжается. После разлива реки Урал прорвало введенную в строй в 2010 году защитную насыпную дамбу, затем из берегов стала выходить другая река, протекающая через Орск, — Елшанка
В Оренбургской области ввели режим ЧС федерального масштаба. МЧС России оценивает ситуацию как сложную: подтоплено более 10 тысяч жилых домов и более 18 тысяч приусадебных участков, более 6 тысяч человек эвакуированы, в данный момент эвакуация продолжается.
5 апреля в Орске после разлива реки Урал прорвало введенную в строй в 2010 году защитную насыпную дамбу. Несмотря на то что вода в Урале за ночь упала на 9 сантиметров, в данный момент ситуация усложняется, поскольку из берегов стала выходить другая река, протекающая через Орск, — Елшанка.
Из-за паводка в некоторых районах нет электричества. Все школы Орска переведены на дистанционное обучение. Местные СМИ сообщают о случаях мародерства в затопленных районах. О жизни в городе рассказывает житель Советского района Орска Александр.
— Света нет по всему Старому городу, пока вода не спадет, я думаю, и не будет света. Потому что сейчас включишь — тут все замкнет. Вчера и сегодня пока без изменений. Вода не убывает, но и не прибывает. Пока из Старого города выехать проблематично, смотрю, там-то и там-то нужна помощь.
— Что людей беспокоит больше всего?
— За имущество переживают, за животных по большей части.
— Листаю вот сейчас телеграм-каналы разные, и там пустые полки хлебные, очереди большие.
— Тут я даже не знаю, не скажу. По крайней мере, вчера и сегодня нормально все было. Сейчас уже успокоились люди, сейчас уже МЧС подключилось, все нормально относительно, нет паники.
Пик паводков в Оренбургской области ожидается не раньше 10 апреля, при этом в ближайшее время прогнозируются обильные дожди.
В регион направлены дополнительные силы спасателей. По данным Минстроя, ущерб жилью в результате наводнения в области может превысить 20 млрд рублей.
Пострадавшие от наводнения жители Орска получат выплаты в 20 тысяч рублей на человека, а при утрате имущества предусмотрены выплаты от 50 тысяч до 100 тысяч рублей, сообщил губернатор Оренбургской области Денис Паслер.
Местные чаты, созданные для размещения частных объявлений, полностью перепрофилировались на волонтерскую помощь жителям. Говорит Ольга — волонтер из Оренбургской области:
— Целый день мы собирали помощь гуманитарную, и даже для собак нам сегодня принесли. Обстановка, конечно, тяжелая. Говорят, пик паводка придется на 10 апреля.
— Хотелось бы понять, есть ли в Орске хлеб и питьевая вода?
— Вода закончилась, да. Даже у нас в Оренбурге сегодня вода тоже во многих магазинах закончилась, потому что многих напугали тем, что вода будет отключена, многие еще, конечно, собирают эту же гуманитарную помощь для пострадавших. Временные пункты тоже организованы, все наготове. Люди потихонечку прибывают, эвакуируются, кто понимает, конечно. Кто ждет до последнего, потом, к сожалению, будут печальные последствия. Там размещаются кровати, все в принципе хорошо, все чистенько, горячее питание, все абсолютно налажено и для детей, и для взрослых. Еще такой момент: у нас взлетели цены на суточное жилье — кому война, кому мать родна, называется. А кто-то есть, кто предлагает квартиры и двухкомнатные, и трехкомнатные для семей, бесплатно предоставляют, на неделю точно пустят, и даже, может, больше.
О том, что происходит в Орске и области, рассказывает местная жительница Оксана.
— В поселке Лесоторговом эвакуация была два дня назад, их просили эвакуироваться, но там еще дома были какие-то сохранены, и плотину постоянно прорывало. Люди своими силами мешки брали, песком засыпали. Сделали это самостоятельно. Сейчас идут сообщения, что в Лесоторговом плотина все-таки рухнула, не выдержала. Начинается эвакуация Лесоторгового. Никто ничего не делает, никто даже не подъезжает, людям не оказывают помощь. Лично меня коснулось, в первый день, когда было затопление Малого Кумачка, мы с друзьями в 5 утра, когда их начали будить, сорвались, поехали на помощь. Мы вытаскивали животных уже последних через воду, там крайние дома уже начало затапливать. Стояли полиция, МЧС, никто даже не подошел и не спросил: «Может, вам помощь нужна?» Если люди не могут самостоятельно выйти из окон, вытаскивали, несколько человек на машине ездили, а остальные просто стояли.
— Что касается обеспечения — продукты вода, — есть ли это все, помогают ли власти?
— Никто не помогает, вроде как сказали, завезут продукты. Хлеба практически нигде не было. Сегодня написали, что и пятилитровки будут завозить. Ребенок пошел в «Пятерочку»: привезли всего несколько упаковок полторашек воды, продают только упаковками, по одной бутылке взять нельзя. И он стал со взрослым мужчиной, двенадцатилетний ребенок, драться, тот у него отнимал эту пайку воды. В магазинах просто ужасный ор, скандал. Там за каждую булку хлеба дерутся, у нас все полки пустые. Есть, конечно, какие-то товары, но первой необходимости ничего нет практически.
— Пишут уже даже про мародерство.
— Мародерства очень много. Друзья в Старом городе успели вывезти какие-то документы первой необходимости, вещи и детей к маме, в 6-й микрорайон, когда был прорыв именно по Старому городу. И они сидели на втором этаже, когда к соседям подплыли на лодке мародеры, при них прямо разбивали стекла и начали все вытаскивать. Они орали: «Вы что делаете?» Мы понимаем, наши соседи, но мы ничего не могли сделать, мы же не можем прыгнуть в воду и пытаться что-то с ними сделать.
— Есть возможность хоть какую-то медицинскую помощь получить своевременно?
— Нет, у нас написали, что никакой медицинской помощи больше оказываться не будет. Указали только, что если экстренно, тогда звоните, там будет эвакуация или что-то, а так все больницы закрыты сейчас.
А вот что рассказывает местная жительница Татьяна:
«У меня дом находится в поселке Форштадт, он затоплен полностью с крышей вместе. И вода только прибывает и прибывает. Говорят, что нас предупреждали об эвакуации за неделю, что мы сами во всем виноваты. Это все неправда, потому что мы работали в пятницу, 4 апреля, до вечера, я работаю в школе, то есть у нас там просвещение хорошее, нам ничего никто не говорил. Мы отработали до вечера, до 18:00, я пришла домой, вообще не было даже намека ни на эвакуацию, ни на наводнение. Как обычно, весенний паводок был и все. И уже в 20:00 начали кричать сирены, что прорывает дамбу в районе Старого города, то есть в Белебее, что начали эвакуировать. И уже тогда мы начали сами эвакуироваться. Нас вообще заранее никто ни о чем не предупреждал, мы просто схватили первую необходимость — кофты, теплые вещи, все, больше ничего не взяли, животных, и то не всех. Машина у меня там осталась, я не успела ее забрать. Вывозили автобусы вначале, сейчас помогают очень мало МЧС, в основном все своими силами. У меня зять, старшей сестры муж, он на лодке плавал вчера, помогал, вывозил людей, кто на крышах оставался, животных спасали, все сами рисковали. В МЧС звонят-звонят, и бесполезно, приезжают очень долго и могут даже не приехать. Мне в машине, пока еще не было затоплено сильно, разбили все окна, я не знаю, украли там что, не украли, но стекла разбитые, кто плавал на лодках, видели. Это мародеры. У мамы ворота открыли, что внутри, тоже не скажу, но вода бы ворота так не открыла, потому что там было хорошо закрыто. Мы сейчас находимся в поселке Москва, ближе к ОЗТП. Нам дали немножко продуктов питания, вещи первой необходимость, это помогает».
В связи с возможностью затопления работу приостановил Орский нефтеперерабатывающий завод «Орскнефтеоргсинтез», сообщается в официальном заявлении, размещенном на сайте предприятия. Это одно из крупнейших предприятий Орска, там работают около 2,5 тысячи человек.
К глобальным последствиям для российского рынка топлива это не приведет, считает заместитель председателя наблюдательного совета объединения производителей и поставщиков энергоресурсов «Ассоциация «Надежный партнер» Дмитрий Гусев.
Дмитрий Гусев заместитель председателя наблюдательного совета объединения производителей и поставщиков энергоресурсов «Ассоциация «Надежный партнер» «Завод на самом деле не очень большой, в два-три раза меньше, чем наши крупнейшие заводы. Во-вторых, из-за места расположения многие объемы с него шли не столько на Россию, сколько на ближнее зарубежье, на Казахстан, Узбекистан, Афганистан. Мы не говорим о том, что это остановка длительная, в любом случае это предварительная остановка, которая может быть зачтена в какие-то плановые ремонтные работы, поэтому ничего страшного в этом нет, для рынка ничего критичного не будет. В регионе же тоже запасы на нефтебазах есть разные, на заправках есть, в целом сейчас все объекты топливообеспечения работают несколько в другом режиме, транзита нет, поэтому я не вижу тут никаких критических ситуаций».
Паводок продолжает двигаться вниз по течению реки Урал. Число подтопленных домов в Оренбурге превысило 1,5 тысячи, местные СМИ сообщают, что речь идет в основном о частных домах. В связи с этим Сорочинское водохранилище в Оренбуржье сократило сброс почти на 20%, после чего в некоторых местах вода начала отступать.
Кроме того, перелив через защитную дамбу произошел в Новотроицке Оренбургской области, идет эвакуация, заявил губернатор. Идут работы по отсыпке дамбы.
Рассказывает главный редактор издания «Аргументы и факты Оренбург» Антон Цепилов:
Антон Цепилов главный редактор издания «Аргументы и факты Оренбург» «Там идет перелив дамбы, то есть дамба не разрушена, просто вода пошла верхом через нее. Но там я не думаю, что вода сильно будет угрожать жилым кварталам, хотя, конечно, часть домов тоже попадут под затопление. Но в Орске гораздо хуже ситуация, чем в Новотроицке. Это города-сателлиты, они рядом расположены, но Новотроицк повыше. В Оренбурге в основном пострадали дачные СНТ, которые уже давно тоже не дачные, это переделано уже под полноценные жилые поселки. Тоже они почти все расположены в пойменной зоне, там потому и не строили раньше, в середине XX века, в 1950-1960-х годах, потому что затапливало регулярно. Застройка-то массовая началась в 2000-2010-х, когда дачи стали ломать, строить полноценные жилые дома, коттеджи. Их предупреждали, что возможны паводки. В Оренбурге вода прибывает. Если в Орске сейчас более или менее стабилизировалась ситуация, сброс воды с Ириклинского водохранилища уменьшился, то в Оренбурге волна по Уралу только поднимается, не такими быстрыми темпами, как это было еще в субботу-воскресенье, но все равно идет подъем. Объявляют эвакуацию, дополнительно предупреждают людей. Я очень надеюсь, что пик вот этой массовой эвакуации и массового затопления прошел, вода идет гораздо медленнее, чем было».
Есть опасность паводка и в Кургане, там ведутся дополнительные работы по укреплению дамбы в микрорайне Вороновка. По данным местных властей, сейчас расчетная отметка, которую дамба может выдержать, — это 10,5 метра. В ближайшее время должны завершиться работы по пересыпке всех заездов на территории СНТ, расположенных в Вороновке с правой стороны от дамбы, доступ в садоводства будет ограничен.
Ранее глава Курганской области Вадим Шумков обратился к жителям региона с призывом об эвакуации на фоне ЧС в Оренбургской области. Также он заявил, что во многих местах грунт с дамбы растаскивался местными жителями на свои участки. Также сообщения об опасности затопления приходят из Тюмени.