Толстой призвал отказаться от трудовых патентов и перейти к формату «один приехал — один уехал»
Лента новостей
Вице-спикер Государственной думы предложил отменить трудовые патенты, а вместо них создать институт «организованного выбора» мигрантов работодателями. Толстой предлагает переложить на работодателей хлопоты по привозу мигрантов, их трудоустройству, а по окончании трудового контракта — отправке их обратно на родину
Обновлено в 19:15
Вице-спикер Государственной думы Петр Толстой представил сразу несколько новых возможных ограничений в политике привлечения мигрантов в Россию. Есть там идеи и довольно радикальные. Business FM узнала мнение диаспор, участников рынка и законодателей.
«Миграционную политику необходимо менять», и «мало кто будет с этим спорить», отметил в своем посте в телеграм-канале Петр Толстой и привел несколько пунктов, как могла бы выглядеть такая реформа. Главным новшеством может стать отказ от трудовых патентов вообще и создание института «организованного выбора» мигрантов работодателями. Чтобы сами работодатели составляли списки рабочих, которые им требуются, и оставляли заявки, кому надо. Толстой предлагает переложить на самих работодателей хлопоты по привозу мигрантов, их трудоустройству, а по окончании трудового контракта — отправке их обратно на родину. Мнение руководителя ивановской строительной компании «Славянский дом» Сергея Звонова:
Сергей Звонов руководитель строительной компании «Славянский дом» «У нас на сегодня такие специальности, как каменщики, отделочники, действительно закрываются мигрантами. После того как у меня из-за ситуации, связанной с «Крокусом», провели контроль, начались (ну, мы говорим это в кавычках) облавы на стройках — у нас на сегодня убежало со стройки, ну, я скажу, где-то человек 60-70, я не ошибусь. Мы пока не знаем, чем, кем заменить. И от них ответа тоже пока не видим, когда они к нам вернутся и вернутся ли вообще. Независимо от «Крокуса», конечно же, упорядочить привлечение мигрантов, безусловно, надо. Конечно, это должен быть подконтрольный вариант перехода от патента на непосредственно договор с работодателем. На мой взгляд, хороший вариант. Если мы только увидим либо положение, либо какой-то иной документ, будет регулировать его именно таким образом, а не так, что дальше работодатель будет отвечать за все и за вся».
По словам Петра Толстого, иностранные работники должны покидать Россию сразу по истечении трудового договора. Предоставлять им ВНЖ и гражданство будет нельзя. Также мигрантов следует ограничить в передвижении по стране: если подрядился работать в Москву, надо оставаться там. Есть и более радикальное предложение — запретить въезд в Россию родственникам мигрантов по принципу «один приехал — один выехал». Касаться это будет всех мигрантов, кроме тех, кто приехал из стран, входящих в ЕАЭС. Например, у Киргизии преференции останутся — ее граждане уже сейчас не оформляют трудовые патенты, говорит почетный председатель киргизской диаспоры Москвы и Подмосковья Раимкул Аттокуров:
Раимкул Аттакуров почетный председатель киргизской диаспоры Москвы и Подмосковья «Я представляю граждан Киргизии и киргизское землячество, и мы являемся членом Евразийского экономического союза, пять стран. Для нас патент законом не предусмотрен, для нас только трудовой договор и миграционная регистрация по месту проживания. Трудоустройство происходит по различным требованиям на различные сроки. Обычно заключают договор на время строительного объекта или какого-нибудь комплекса строительных объектов, на определенный срок. По истечении этого договора его или продлевают, или трудовой мигрант находит другую работу, переходит на другую работу и продолжает трудовую деятельность с заключением трудового договора на новом месте. Естественно, это все должно быть связано с регистрацией пребывания по месту проживания, по месту нахождения, месту жительства. В соответствии с этим трудовым договором происходит продление регистрации, и это является основанием для легального пребывания на территории Российской Федерации, в частности в Москве. У нас при правительстве функционирует министерство труда, социального развития и миграции, и там есть структурное подразделение, которое занимается трудоустройством наших граждан за пределами Кыргызстана: не только в Российской Федерации, но по всему миру — Турция, Китай, Южная Корея, Англия и другие государства. К ним поступает заявка, потребность в определенных специальностях, определенное количество, на определенных условиях. В этом системном подразделении, которое занимается трудоустройством, есть бюро занятости в Киргизии, им скидывают эти потребности, они занимаются подбором кадров, подбором трудовых ресурсов».
Сторонники патентов говорят, что такой документ дает мигранту некую свободу действий: он приезжает, покупает патент и потом имеет право куда-нибудь трудоустроиться. Хорошо, когда мигрант уже находится внутри России и может сменить несколько мест работы, это ускоряет и упрощает все процессы. Также патент помогает вести учет прибывающих мигрантов и контролировать эти потоки.
Однако противники патентов заметят, что многие мигранты остаются неподконтрольными, и регулярные проверки на условных складах Wildberries, где находят нелегальных рабочих, это только подтверждают. Нормы, предложенные Толстым, работают в других странах и на их опыт надо опираться, считает председатель комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов:
Сергей Пахомов председатель комитета Госдумы по строительству и ЖКХ «Вопрос контроля приезда, их нахождения, очевидно, будет в обозримом будущем подвергнут какой-то корректировке. Мы, если говорить о строительной отрасли в целом, относимся с пониманием к тому, что контроль за приехавшими и работающими здесь людьми, то есть за теми, кто конкретно приезжает на работы, должен быть усилен. Я уверен, строительная отрасль к этому готова, если нужно будет подкорректировать законодательство, мы здесь тоже его подкорректируем. Такая же точно ситуация в ЖКХ. На самом деле, сегодня количество заявок на рабочую силу мигрантов, в общем-то, так же примерно и контролируется: компанией заявляются, выделяются квоты для регионов. Просто она должна быть, возможно, чуть более четко формализована. Если компания строительная запрашивает тысячу человек на свои стройки, она должна подготовить такой запрос, должна их встретить, должна проконтролировать их нахождение здесь и обеспечить их отправку обратно, туда, откуда они приехали. По такой логике живет большинство развитых стран в мире, и, по крайней мере, в Белоруссии она совершенно четко, насколько я знаю, работает. Поэтому ничего плохого я в этом не вижу, и уверен, что отрасль в этом ничего плохого не видит. Да, возможно, это чуть усложнит формальную часть вот этих отношений, но ничего страшного в этом нет. Поэтому я не считаю, что это будет проблемой. Техническую часть должны прорабатывать специалисты по миграции, здесь мы, в общем, больше на их мнение опираемся».
Ранее, 1 апреля, МВД внесло на рассмотрение правительства законопроект о сокращении срока пребывания мигрантов в России — до 90 дней в год вместо нынешних шести месяцев.