Детский омбудсмен Петербурга в заксобрании раскритиковала «Машу и Медведя» и YouTube-сериал «Скибиди-туалет»
Лента новостей
Омбудсмен назвала «Скибиди-туалет» вакханалией, отметив его отрицательное влияние на детскую психику, а также указала, что дети спрашивают у «Алисы» от «Яндекса», почему девочка Маша из популярнейшего мультика «Маша и Медведь» живет одна, а ИИ дает на эти вопросы не очень успокаивающие ответы
В Заксобрании Петербурга — жаркие дискуссии насчет анимации. Детский омбудсмен города Анна Митянина показала депутатам отрывок из YouTube-сериала «Скибиди-туалет» и назвала его «вакханалией». Также она обратила внимание на мультик «Маша и Медведь». Какие вопросы есть к этим таким разным проектам?
Митянина отметила: «Скибиди-туалет» собирает сотни миллионов просмотров, дети ждут новых серий, просят купить тематические игрушки. И правда, на маркетплейсах — тысячи вариантов поющих унитазов и людей в деловых костюмах с камерами вместо голов — героев сериала. Цены — от 300 рублей до бесконечности. Я знаю родителей, которые включают трех-четырехлетним детям этот YouTube-проект, чтобы ребенок отвлекся, а потом жалуются, что дом завален такими игрушками.
Митянина обратила внимание и на «Машу и Медведя». По ее словам, дети спрашивают, почему главная героиня живет одна, а «Алиса» от «Яндекса» отвечает: Маша — призрак убитой девочки, поэтому она не растет, и видеть ее могут только животные. Моя домашняя колонка ответила иначе:
— «Алиса», почему Маша из мультика «Маша и Медведь» живет одна?
— Нашла ответ на woman.rambler.ru. По словам создателей мультсериала, Маша повторила судьбу мальчика Кевина из фильма «Один дома», когда вся семья мальчика уехала, а его забыли дома. Вот и с Машей случилось точно так же. Ее родители со всеми детьми просто взяли и уехали на поезде, забыв при этом саму Машу. Поэтому Маша теперь достает всех животных вокруг и дружит только с медведем, так как она попросту теперь живет одна.
«Яндекс» объяснил РБК, почему «Алиса» могла дать неожиданный ответ на вопрос о «Маше и Медведе»: «Алиса» постоянно учится новому. Для части вопросов, на которые она не может ответить сама, она берет информацию из открытых источников. «Алиса» в единичных случаях могла ответить некорректно на вопрос о семье главной героини мультфильма. Больше она так не отвечает», — конец цитаты.
«Скибиди-туалеты» и «Маша и медведь» — из разных «вселенных».
«Маша и медведь» — одна из главных статей российского «анимационного экспорта», три года назад проект вошел в топ-3 любимых развлекательных детских брендов в Европе, Африке, на Ближнем Востоке. Сериал постоянно крутят по ТВ. Многие отмечают его поучительную составляющую. Маша действительно никак не меняется. Но во многих сериалах герои не растут и не стареют.
А «Скибиди-туалет» — веб-проект с минутными сериями, везде одна и та же песня. Его придумал студент РУДН. Первый ролик создал в шутку, ориентировался на взрослых. Комментирует кинокритик, историк анимации Павел Шведов:
Павел Шведов кинокритик, историк анимации «Чиновники очень часто обращают внимание на YouTube-контент, особенно такой специфический треш-контент, который на YouTube вирусится. Считают, что этот контент должен нести какие-то образовательные задачи. Он может быть неверно воспринят подрастающим поколением. Если дети попадают на этот сериал, начинают его смотреть, то вопрос большой к тем взрослым, которые должны контролировать доступ аудиовизуального контента к своим детям. В случае со «Скибиди-туалетом» все-таки мы видим проект, который ориентирован на более взрослую аудиторию, которые как раз считывают все те мемы и отсылки, которые включены в этот проект, и тот достаточно гротесковый и действительно специфический юмор считывать могут только взрослые. На мой взгляд, с конкретно проектом «Скибиди-туалет» бороться бессмысленно. Любая борьба, в которую будут государственные власти и органы включаться, будет рекламировать этот проект».
Влияют ли такие ролики на детскую психику? Поскольку история завязана на противостоянии поющих унитазов и камераменов, можно усмотреть элемент агрессии — считает психотерапевт, руководитель Центра психотехнологий Ольги Добрыниной Ольга Добрынина:
Ольга Добрынина психотерапевт, руководитель Центра психотехнологий Ольги Добрыниной «В любом случае для детской психики закладывается, что это нужно уничтожить — прямо вот бить. И регулярное повторение — это закладывает некий такой момент агрессии. Вероятно, на эту же тему она обратила внимание. Почему могла у нее возникнуть аналогия «Маша и Медведь»: Маша, с одной стороны, милый ребенок, у которого иногда зашкаливает вседозволенность. Дети и взрослые, когда они что-то смотрят, с каким-то из героев себя всегда ассоциируют. Может быть, момент опасения. Нужно обратить внимание нашему министерству культуры, кинопромышленности. Я не склонна относить омбудсмена к алармистам на пустом месте, там есть своя правда. Поэтому нужно не бороться, а противопоставить что-то с иными целями, иными ценностями. То, что действительно будет воспитывать в детях, направлять их в нужное русло».
Эксперты отмечают: «Скибиди-туалет» — YouTube-тренд прошлого года, наверняка он скоро заместится другим контентом. Возможно, не менее трешовым.