В России хотят принять закон по урегулированию дипфейков в культурном поле
Лента новостей
Может ли кино превратиться в «выставку достижений нейросетевого хозяйства» и нужно ли это регулировать?
В России может появиться закон по урегулированию дипфейков в культурном поле, рассказали «Известиям» в Госдуме. К соответствующему вопросу вновь вернулись после новостей, что в семейной комедии «Манюня: Приключения в Москве» появится воссозданный при помощи компьютерных технологий Юрий Никулин.
Фильм с цифровой копией Юрия Никулина выйдет в конце мая. Сын артиста, гендиректор цирка на Цветном бульваре Максим Никулин сообщил, что дал на это разрешение, и отметил, что опыт создания виртуального образа отца уже был, когда ставили спектакль к его столетию. Получить развернутый комментарий Business FM не удалось.
Не все дети известных родителей разделяют его позицию. Например, дочь Юрия Яковлева, актриса Алена Яковлева, категорически против воссоздания образа отца с помощью нейросетей и даже готова судиться со студиями, если понадобится.
Против таких экспериментов и чиновники. Глава комитета Госдумы по культуре Елена Ямпольская планирует провести рабочее совещание по регулированию использования дипфейков в ближайшее время. По ее мнению, из-за дипфейков ныне живущие таланты могут оказаться не востребованы, а покойные артисты потеряют свою ценность. Министр культуры Ольга Любимова с ней солидарна.
В США вопрос дипфейков был ключевым во время забастовки Гильдии актеров. В итоге соответствующий законопроект появился быстро, но его пока не приняли. Он запрещает создание цифровой копии человека без его согласия. Нужно ли что-то подобное в России? Мнение независимого кинокритика Ивана Афанасьева:
Иван Афанасьев кинокритик «Хочется, чтобы российские власти поменьше вмешивались в культуру. Я думаю, что культура сама разберется. Есть разные структуры в кино, та же самая, например, Ассоциация продюсеров, которые могут выработать негласные законы, которые просто будут исполнять, если люди не хотят выпасть из индустрии, с одной стороны. С другой, мне кажется, вообще не стоит это регулировать, этот вопрос уважения к другому человеку. Дипфейк — это просто виртуальный грим, по сути своей. Мы же грим не собираемся регулировать? Тогда и это регулировать, как мне кажется, не надо. Если какие-то не очень порядочные люди захотят все, грубо говоря, заменить дипфейками, это уже будет не кино — это уже будет какая-то выставка достижений нейросетевого хозяйства».
Ранее, чтобы сгенерировать дипфейк, нужно было обработать большое число фотографий. Это вопрос авторского права и права на образ изображенного человека. Сейчас генерация возможна и без использования базового контента в чистом виде, поэтому это очень зыбкая почва, говорит гендиректор компании «Онлайн патент» Алина Акиншина:
Алина Акиншина гендиректор компании «Онлайн патент» «Из текущих норм авторского права мы уже не можем четко сказать, что в данном случае имело место: использование какого-либо произведения или модификация какого-либо произведения, которое охраняется интеллектуальными правами. Даже об использовании образа иногда бывает сложно говорить, потому что есть много людей, похожих на известных артистов. С одной стороны, риски достаточно значительные, причем в первую очередь на текущий момент скорее репутационные, однако сам корпус законодательства, очевидно, ожидает дополнения с учетом все большего проникновения этих технологий в реальность».
В Китае дипфейки требуют маркировать. За отсутствие специальных пометок предусмотрены штрафы.
В начале прошлого года замглавы комитета Госдумы по информполитике Антон Горелкин также не исключал появления механизма маркировки. Пока до этого не дошло, говорит другой зампред этого комитета Олег Матвейчев:
Олег Матвейчев замглавы комитета Госдумы по информполитике «У нас пока находится этот законопроект в проработке, не хватает юридической терминологии. Сейчас само понятие дипфейка в законодательстве отсутствует. Чтобы его ввести, нужно, чтобы у экспертов не было разночтения в этом вопросе. Получены, насколько я понимаю, разные экспертные определения, которые пока не удается свести к нужному определению. Но это технические вопросы, я думаю, что в ближайшие месяцы, если не в эту сессию Госдумы, то в следующую, осенью, этот вопрос будет решен».
«Манюня» с Юрием Никулиным — не первый российский киноопыт работы с дипфейками. Два года назад Первый канал с помощью ИИ «оживил» Владислава Галкина ради роли в новом «Диверсанте». Многие такой ход раскритиковали.