Принудительная редомициляция X5 Group: что к ней привело?
Лента новостей
Мосбиржа остановит торги расписками X5 Group с 5 апреля. Это связано с решением Минпромторга подать в суд на нидерландскую X5 Retail Group N.V., чтобы приостановить ее корпоративные права на российскую «дочку». Все это — в соответствии с законом об экономически значимых организациях, ранее «дочку» Х5 в России добавили в список таких компаний. Что привело к решению Минпромторга и мог ли на это повлиять владелец Х5 Group?
В понедельник, 1 апреля, акции X5 Group на старте торгов достигли исторических максимумов — 3206 рублей за штуку. Но после рухнули на 10%. Чего испугались инвесторы — вполне понятно. Остановка торгов расписками на Мосбирже означает, что в краткосрочной перспективе с акциями ничего нельзя будет сделать.
Но вдолгую для российских инвесторов ситуация выглядит неплохо, рассказывает старший аналитик инвестбанка «Синара» Константин Белов:
Константин Белов старший аналитик инвестбанка «Синара» «В рамках этого закона акционеры получат возможность участвовать в операционном бизнесе напрямую, а не через иностранную компанию. В этом смысле для российских акционеров это более удобная конфигурация. Надо только к ней перейти, потому что это позволит распределять дивиденды без зависимости от внешней инфраструктуры. Российские акционеры, которые владеют акциями в российской инфраструктуре, останутся с акциями новой компании. Те, которые владеют в зарубежной инфраструктуре, тоже имеют все возможности это сделать, но им придется каким-то образом доказывать свои права. Но они тоже, по идее, в конце станут акционерами российской X5».
Согласно данным, которые указаны на сайте X5 Group, в свободном обращении находятся 40,6% акций. Почти 48% — принадлежат «Альфа-Групп». Как долго продлится остановка торгов, точно сказать нельзя. По закону это должен быть срок в примерно четыре месяца — пока будет происходить обмен акций, считают эксперты.
Между тем рынок продолжает обсуждать, что вообще привело к решению Минпромторга. Источник «Коммерсанта» утверждает, что сооснователь «Альфа-Групп» Михаил Фридман собирался провести редомициляцию X5 сам, но из-за санкций не смог. Действительно, законы Нидерландов могли ему в этом помешать, отмечает партнер юридической фирмы «Некторов, Савельев и партнеры» Александр Некторов:
Александр Некторов партнер юридической фирмы «Некторов, Савельев и партнеры» «Нидерланды соблюдают санкционный режим, который введен на уровне Европейского союза, но, помимо прочего, у них еще есть собственное санкционное законодательство, которое запрещает оказывать любые юридические консалтинговые услуги в отношении российских лиц. И в этой связи, если россиянин или российская компания владеют нидерландской компанией, фактически руководить или совершать сделки с этой компанией, в том числе корпоративные действия, крайне затруднительно, потому что многие корпоративные действия в Нидерландах совершаются с помощью нотариуса, и нотариусы просто отказываются удостоверять сделки».
В то же время закон об экономически значимых организациях позволяет перевести компанию в Россию фактически без участия ее органов управления. Для руководства, особенно если оно под санкциями, это вполне удобно, считает эксперт финансового рынка Андрей Бархота:
Андрей Бархота эксперт финансового рынка «У Фридмана уже получилось успешно выйти из банковских активов, продав акции Альфа-банка. Х5 — это не банковский бизнес, а именно ретейл, здесь, конечно, перерегистрация бизнеса, скорее всего, сыграет в пользу Фридмана — можно будет проще осуществить разделение бизнеса, но оно весьма условно просто потому, что большая часть выручки — это российские рубли, и, естественно, локация — Российская Федерация. И скорее это в плюс идет. Скорее всего, это уже задумывалось. То есть это не спонтанный резкий шаг. Скорее, это осмысленные действия, которые были ранее просчитаны руководством».
Закон приняли в июле 2023 года. И сейчас первый случай его применения. Так что пока неочевидно, какими могут быть последствия и сам процесс реструктуризации. Партнер МЭФ Legal Александр Ерасов считает, что, вполне возможно, теперь обе страны — и Россия, и Нидерланды — будут настаивать, что компания принадлежит именно им. Это может грозить корпоративными и налоговыми последствиями.
Александр Ерасов партнер МЭФ Legal «Здесь может возникнуть определенный дуализм, когда Российская Федерация считает, что компания уже находится под ее юрисдикцией, но в то же время иностранные государства, которые не дали завершить редомициляцию из-за того, что лица, контролирующие компанию и попавшие под санкции, могут по-прежнему считать, что компания зарегистрирована у них и продолжает оставаться иностранной компанией, которой могут предъявляться определенные требования по законодательству и которая должна выполнять режим, предусмотренный этим законодательством».
Последние данные о перемещениях Михаила Фридмана обсуждались в октябре. Тогда источник, близкий к бизнесмену, заявил, что тот переехал жить из Великобритании в Израиль, но после обострения конфликта в Газе приехал в Россию. И уточнил, что будет ее «регулярно посещать». Эта новость сопровождалась широким обсуждением. В стороне не остался и президент. Владимир Путин, отвечая на вопрос о судьбе Фридмана, сказал, что «вопрос в поведении человека и его действиях».