Создание IT-продуктов для госструктур может стать для компаний источником судебных неприятностей
Лента новостей
На днях бывшего замминистра энергетики Анатолия Тихонова, обвиняемого в растрате при создании информационной системы ТЭК России, освободили в зале суда, поскольку за время следствия он запрошенный прокурором срок уже отсидел. Таких дел, где руководители компаний-подрядчиков, создающих IT-продукты для госструктур, обвиняются в растратах и мошенничестве, уже несколько. Но наказания сравнительно мягкие
Генпрокуратура запросила для бывшего замминистра энергетики Анатолия Тихонова срок, который он уже отсидел. И наблюдатели отмечают, что это уже не первый случай, когда по делам о нарушениях, связанных с созданием IT-продуктов для госструктур, заказчиков и исполнителей наказывают сравнительно мягко.
Бывшего замглавы Минэнерго Анатолия Тихонова, обвиняемого в растрате 272 млн рублей бюджетных средств, а также в получении взяток в размере 580 тысяч долларов и 77,2 млн рублей, прокуратура попросила приговорить к пяти годам и четырем месяцам лишения свободы со штрафом в 502 млн рублей. С учетом того, что Тихонов провел в СИЗО уже 3,5 года, где один день приравнивается к полутора дням в колонии, его попросили освободить из-под стражи в зале суда ввиду отбытия наказания. Хотя точка в этом деле еще не поставлена.
Экс-замминистра обвиняют в том, что в 2014-2016 годах при создании государственной информационной системы ТЭК России Тихонов при посредничестве заместителя гендиректора компании «Ланит» Владимира Макарова договорился с исполнителем отдать контракт конкретному исполнителю. За взятку в 580 тысяч долларов.
А проведенные по делу экспертизы (если сильно упрощать) показали, что цена на работы была завышенной, а сама система оказалась нерабочей. Стоимость фактических работ эксперты вообще оценили в «0 рублей 00 копеек». Второй эпизод был связан с поставками железа (опять же по завышенным ценам). Вместе с Тихоновым на скамье подсудимых оказались еще шесть фигурантов. Прокурор попросила приговорить их к условным срокам и штрафам.
Столь мягкая позиция обвинения при таких крупных суммах ущерба невольно вызывает ассоциации с несколькими похожими по сути делами. В частности, с делом о хищениях 68 млн бюджетных рублей при разработке опять же информсистемы, но уже в Тульской области. Там экс-министру информатизации регионального правительства Артуру Контрабаеву вменяли растрату в особо крупном размере, а гендиректору подрядчика, которой поставил региональную информационную систему здравоохранения, — пособничество. Обоим грозило по десять лет, но апелляция убрала два эпизода обвинения из трех, сократила сумму ущерба и в итоге освободила обвиняемых из-под домашнего ареста.
А еще есть дело бывшего IT-директора Росреестра Александра Бибикова, которого обвинили в краже 224 млн, выделенных на Единый госреестр недвижимости.
Или дело об информсистемах в силовых структурах: осенью 2021 года Главная военная прокуратура направила в СКР материалы о хищениях и злоупотреблениях в отношении семерых офицеров. Они отвечали за внедрение в МВД и Росгвардии информсистемы «Недвижимость». На нее потратили почти 200 млн рублей, но она так и не заработала, уверяет следствие. Как минимум два таких дела в судах фактически развалились, рассказывает судебный обозреватель Business FM Мария Локотецкая, освещающая все эти процессы. В случае с экс-министром энергетики Тихоновым сами подсудимые не удовлетворены до конца, а вот защита приравнивает запрошенные сроки чуть ли не к оправдательному приговору (с массой оговорок, разумеется). Продолжает Мария Локотецкая:
Мария Локотецкая судебный обозреватель Business FM «В ходе прений сторон Генпрокуратура запросила для него фактически отбытый срок, правда, с гигантским штрафом, более чем полмиллиарда рублей, а для шести его предполагаемых соучастников условные сроки, правда, с большими штрафами. И хотя сами подсудимые, конечно, были не особо рады, что их требуют признать виновными, говорили что не знают, как будут жить, даже если их приговорят условно, но оставят гигантские штрафы, но вот адвокаты не разделяли их точку зрения и сказали, что фактически следствие, таким образом, признало свое поражение».
Ранее в эфире Business FM эксперты говорили, что у всех этих дел есть общий почерк, отмечая, что бюджет у госорганов ограничен, а такие системы стоят дорого, купить их за один бюджетный год часто нет возможности, и тогда дробятся госконтракты. Сначала что-то создается, потом это дорабатывается, а потом технически сопровождается. Траты делятся на несколько бюджетных лет. Но у правоохранительных органов это вызывает вопросы. Впрочем, банальные взятки и откаты в этом бизнесе тоже не редкость, говорит эксперт по информационной безопасности, гендиректор Phishman Алексей Горелкин:
Алексей Горелкин эксперт по информационной безопасности, гендиректор Phishman «В целом опасаются ли игроки и участники рынка таких госконтрактов? Конечно, опасаются. Опасаются, потому что в какой-то момент могут начаться неприятные разговоры на тему того, сколько кому какого «отката» надо будет давать. Это всем неприятно. Не все предприниматели готовы после того, как им предложили сделать некий «откат», идти в профильные органы и данных людей, которые просили деньги, отправить в тюрьму».
Участники рынка, однако, отмечают, что порядка в отрасли стало больше. В том числе и при взаимодействии с госорганами. Работать с бюджетными деньгами сложнее, чем с частными, но варианты застраховаться есть. Советом делится управляющий RTM Group, эксперт в области информационной безопасности и права в IТ Евгений Царев:
Евгений Царев управляющий RTM Group, эксперт в области информационной безопасности и права в IТ «Мы крайне рекомендуем привлекать третью сторону при приемке выполненных работ, но не только работ, но и поставок сложного оборудования, для того, чтобы какой-то эксперт именно на этапе приемки посмотрел, все ли комплектно, все ли поставлено, есть ли соответствие ТЗ. Потому что так уж построена система подписания документов, подписывает, как правило, первое лицо, акты подписывает комиссия и опять же первое лицо, и ответственность в большинстве случае нести будет первое лицо, которое далеко не всегда вообще понимает, что там в этом проекте происходит. Для того чтобы снимать подобного рода риски, лучше обращаться к каким-то независимыми экспертам, которые приложат к этому же самому акту какое-то свое дополнительное заключение, и в случае возникновения вопросов у тех же самых правоохранительных органов такое заключение нельзя будет отмести просто так. То есть оно будет в любом случае в деле и, возможно, самого дела не будет».
Возвращаясь к делу экс-замминистра энергетики Анатолия Тихонова, стоит отметить, что в ходе процесса пятеро из семи подсудимых, включая Тихонова, вину не признали. А еще двое — Виктор Серебряков и Игорь Удинцев — не отрицали фактических обстоятельств дела, но требовали переквалифицировать их действия на мошенничество. На следствии оба дали признательные показания.