Почему в Instagram все еще есть реклама, несмотря на блокировку соцсети?
Лента новостей
Рекламодатели потратили на Instagram около 900 млн рублей за 2023 год. Это данные Роскомнадзора, которые приводят «Ведомости». Между тем общий объем рекламного рынка в интернете в 2023-м — 563 млрд рублей. Чем Instagram все еще привлекает россиян?
Российские рекламодатели в 2023 году потратили 900 млн рублей на Instagram (принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена на территории России) — это та реклама, которую промаркировали, то есть внесли в Единый реестр интернет-рекламы. И неизвестно, сколько доходов прошло мимо регистрации.
В «соцсети с картинками» эти объемы могут быть более впечатляющими, потому что многие товары продвигаются нативно, отмечает основатель маркетингового агентства Digital Church Марк Хлуднев:
Марк Хлуднев основатель маркетингового агентства Digital Church «Маркировка убила абсолютно любую нативность в рекламе, это плохо сказывается на эффективности рекламы, поэтому есть значительная часть брендов, которая позволяет себе оставаться в Instagram без маркировки. При этом при всем Instagram — это платформа, которая запрещена в нашей стране, следовательно, из этого делается вывод, что за ней не должны следить государственные органы. Я думаю, что некоторые рекламодатели именно с этой точки зрения подходят к размещению рекламы в Instagram. Поэтому 900 млн — это общий официальный бюджет, но по факту он во много раз превосходит указанный [объем]».
Тем не менее бюджеты на рекламу в Instagram — капля в море в сравнении с другими соцсетями. За 2023 год более 3 млрд рублей потратили на YouTube и больше 2 млрд — на Telegram. По данным Brand Analytics за прошлый сентябрь, активность авторов в Instagram выросла — за год на 5%. Это все еще немного, но, по крайней мере, остановилось падение.
Блогер Wylsacom (Валентин Петухов) продолжает делать посты в Instagram, по его определению, «для души». Количество просмотров упало, и основная аудитория блогера — мужская — не так активно пользуется соцсетью. Компания Brand Analytics сообщает, что больше 80% пользователей Instagram сейчас — женщины. Wylsacom отмечает, что на площадке продолжают жить небольшие лайфстайл-блогеры и их много:
Валентин Петухов блогер, основатель YouTube-канала Wylsacom «Мы понимаем, что никакого штата, никакого влияния Роскомнадзора не хватит, чтобы охватывать небольших блогеров. Для многих брендов и бизнеса именно там находится вся аудитория, то есть нет смысла платить дорого большим блогерам вроде Клавы Коки, проще взять десять маленьких, они обойдутся в десять раз дешевле, а по охватам могут дать тот же результат, плюс доверие аудитории сильно выше, и они как раз попадают в ту часть Instagram, которую сложно мониторить в силу объемов. Я думаю, что общий рынок Instagram, несмотря на сократившееся присутствие на российском рынке, все равно больше, но у крупных блогеров доходы от него сократились».
Другая собеседница Business FM, частный инвестор и блогер Александра Вальд, активно пользуется запрещенной соцсетью. У нее больше 130 тысяч подписчиков, и профиль состоит в основном из коротких видео — рилсов. По мнению Александры, это один из лучших способов бесплатно привлечь аудиторию:
Александра Вальд частный инвестор и блогер «Я активно веду все соцсети, в том числе VK, YouTube, веду несколько телеграм-каналов, но при этом Instagram позволяет органически увеличивать аудиторию, без закупки рекламы. Алгоритмы соцсети показывают контент, и, если он интересен аудитории, это позволяет увеличивать количество подписчиков без рекламных бюджетов. Аналогичного механизма в Telegram на данный момент нет».
По данным Роскомнадзора, больше всего рекламных интеграций у инстаблогеров заказывают магазины одежды и аксессуаров. На втором месте продукты питания. Дальше — другие интернет-платформы и косметика. «Серая» реклама в соцсети, по оценкам аналитиков, в основном сместилась в сторону личных аккаунтов и магазинов на маркетплейсах.