Начало серийных поставок МС-21 снова перенесли
Лента новостей
Предполагалось, что первые четыре таких самолета будут поставлены в конце 2022 года. Затем были объявлены новые сроки — конец 2024 года. Сейчас выяснилось, что это тоже невыполнимо. Эксперты отмечают, во многом свою роль сыграли западные санкции
Серийных поставок пассажирских самолетов МС-21 в этом году не будет. Сроки сдвинуты, теперь на 2025-2026 годы. Об этом заявил глава «Ростеха» Сергей Чемезов в кулуарах перед посланием президента Федеральному собранию.
Как он пояснил, «у нас испытания еще не завершены, мы все-таки беспокоимся о безопасности всех нас — мы же летать будем на этих самолетах».
Группа «Аэрофлот» ожидала первые шесть МС-21 в конце 2024 года. А первый испытательный полет среднемагистральный пассажирский самолет совершил еще в 2017 году.
Однако затем последовали санкции против производителя композитного крыла, компании «Аэрокомпозит», затем были пандемия, СВО и новая волна санкций, напоминает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров:
Роман Гусаров главный редактор портала Avia.ru «Изначальные сроки, которые назывались, были, на мой взгляд, чересчур оптимистичны, потому что существует определенный порядок, ход проведения летных испытаний, вообще испытаний системы агрегатов, сертификация, испытания самого самолета и его сертификация. Наши сроки были очень сжаты по сравнению с общемировыми сроками, в которые укладывались именитые мировые производители — Boeing и Airbus. Конечно, все могло бы произойти успешно, наверное, если бы всегда все получалось с первого раза. Но в авиации, в том числе в технике, практически никогда такого не бывает — неизвестно, сколько раз придется дорабатывать ту или иную систему. Если мы говорим про самолеты МС-21, речь идет о том, что как раз его передача запланирована на 2025 год. Да, он прошел через череду непредвиденных неприятностей, подаренных нам, как говорят, нашими западными партнерами. После введения санкций стало понятно, что прежде, чем запускать серийное производство, надо полностью импортозаместить все системы в этом самолете, что сейчас, собственно, и делается. В принципе, он в более высокой готовности, чем второй наш самолет — Superjet 100. Я считаю, что 2025 год более реалистичен, чем конец 2024-го, который до недавнего времени заявлялся. Насколько я знаю, уже произведено более десятка серийных самолетов МС-21, но они не будут передаваться в авиакомпании до тех пор, пока не будут завершены испытания всех систем».
В январе правительство утвердило амбициозный план по выпуску 600 полностью импортозамещенных самолетов к 2030 году. В этот список вошли Superjet, флагманские МС-21, региональные Ил-114 и среднемагистральные Ту-214. А также широкофюзеляжные самолеты, такие как Ил-96-300. На производство самолетов, двигателей, авионики кабмин разрешил использовать средства ФНБ. На возвратной основе можно будет привлечь 280 млрд рублей, отмечал тогда премьер Михаил Мишустин.
Впрочем, уже тогда было понятно, что это слишком амбициозные планы, считает кандидат технических наук, экс-конструктор ОКБ Сухого Вадим Лукашевич:
Вадим Лукашевич кандидат технических наук, экс-конструктор ОКБ Сухого «МС-21 до сих пор не может пройти сертификационные испытания, потому что сначала первый самолет, который полетел, имел американские двигатели и крыло из иностранных материалов. С санкциями нам пришлось перерабатывать на отечественные композиты, мы на этом потеряли почти полтора года. Потом это новое крыло потребовало новой сертификации. То же самое с двигателем. Для того чтобы поставить заказчику самолет, он должен быть сертифицирован, и вот это затягивается. Это, конечно, будет сказываться на заявленной программе, согласно которой к 2030 году 95% самолетов гражданской авиации будут отечественного производства».
Глава Минпромторга Денис Мантуров заявил в начале января, что проекты МС-21 и Superjet объединят в общий бренд. Что это будет, он не пояснил, обещав представить подробности позднее. Эксперты тогда опасались, не придется ли теперь начинать сертификацию заново.