Андрей Белоусов: обязательная продажа валютной выручки показала эффективность
Лента новостей
Первый вице-премьер провел встречу с представителями РСПП, компаний-экспортеров и ответственных ведомств по вопросу реализации механизма продажи валютной выручки. Каковы итоги?
Меры по обязательной продаже валютной выручки экспортерами показали свою эффективность. Такое мнение высказал первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов в рамках встречи с представителями Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), компаний-экспортеров и различных ведомств. Он отметил, что задачей правительства является обеспечение фондирования импорта, а озвученные представителями экспортеров на встрече вопросы взяты в проработку.
В рамках встречи крупнейшие российские экспортеры рассказали о своем опыте применения указа президента РФ и договорились о дальнейшем взаимодействии. Глава РСПП Александр Шохин заявил, что совещание прошло конструктивно, а основные озабоченности бизнеса были услышаны. Комментирует главный экономист по России «Ренессанс капитала» Софья Донец:
Софья Донец главный экономист по России «Ренессанс капитала» «Нет радикально негативной реакции бизнеса на введенную меру. Да, ведутся определенные разговоры, но они явно не преобладают. Поэтому мне кажется, что первое, что мы можем сказать о мере по введению обязательной конверсии, она сработала именно так, как от нее ожидали. А сейчас все участники дискуссии, наверное, полагают примерно одно и то же, что рынок стабилизировался и нормализовался в плане конверсии, потому что для рынка больше свойственна высокая конверсия — это ее историческая норма, чем низкая. Наверное, в этом и отличается позиция ЦБ. Рынок нормализовался, почему бы не снять. Позиция правительства — рынок нормализовался, почему бы не подстраховаться и не оставить. Я думаю, что, скорее всего, меру все-таки продлят, потому что, наверное, сейчас доминирует беспокойство, что весной мы можем увидеть повторные скачки или волатильность курса. У правительства такая обеспокоенность может быть связана в том числе с нервозностью, которую мы сейчас наблюдаем, которая связана с ожидаемыми выборами. Она не имеет под собой больших фундаментальных оснований, контекст дискуссии остается рабочим без избыточного давления. Дискуссия РСПП с правительством — это дежурная процедура, и от РСПП мы часто слышим, что есть озабоченности. На самом деле, для этого РСПП и работает, чтобы отражать более выигрышные, более выгодные для бизнеса сценарии. При этом, на мой взгляд, то, что происходит на рынке с осени, скорее показывает, что ситуация нормальная и управляемая для всех сторон процесса, в том числе крупного бизнеса, который попадает под правило конверсии».
О том, что именно вызывает озабоченность бизнеса в контексте необходимости продажи валютной выручки, экономист Сергей Хестанов:
Сергей Хестанов экономист«Роль обязательной продажи валютной выручки в воздействии на валютный курс в настоящее время ограничена, и большой необходимости в продлении этой меры нет. Главная проблема, которая беспокоит и бизнес, и ЦБ, заключается в том, что часть международных расчетов перешла на валюты дружественных стран и рубль, требования об обязательной продаже валютной выручки побуждают часть предприятий, которые осуществили операции в рублях, покупать валюту для того, чтобы формально выполнить требование о продаже валютной выручки. Это ведет к дополнительным затратам, создает определенные трудности. После выборов весьма вероятно, что дискуссия возобновится и требование будет либо отменено, либо значительно смягчено относительно текущего положения дел».
Президент России Владимир Путин подписал указ об обязательной продаже валюты некоторыми российскими экспортерами в прошлом октябре. Мера действует до 30 апреля 2024 года. Компании-экспортеры, которые вошли в соответствующий перечень, обязаны зачислять на свои счета в российских банках не менее 80% валютной выручки в течение 60 дней с момента ее получения. Затем в течение двух недель они обязаны продать на внутреннем рынке не менее 90% зачисленной валюты. При этом продать нужно не менее 50% от суммы, полученной по каждому экспортному контракту, независимо от того, в какой валюте были расчеты с покупателями.