Речь идет о Вадиме Беляеве, который сменил фамилию на Вольфсон. Его обвиняют в помощи главе ВТБ Андрею Костину в обходе санкций в связи с содержанием двух яхт и дома в Колорадо, сообщил Минюст США
Обновлено в 20:45
США обвиняют бывшего совладельца банка «Открытие» в помощи в обходе санкций главе ВТБ Андрею Костину. Экс-банкир Вадим Беляев, против которого в России также было возбуждено несколько уголовных дел, арестован в США. Против Костина тоже выдвинуты обвинения.
Представитель Минюста заявил, что Андрей Костин обвиняется в отмывании денег и нарушении санкций, которые против него США ввели еще в 2018 году. Тогда глава ВТБ говорил, что «переживет» отсутствие возможности посещать Штаты.
В тексте обвинения против Костина сказано, что в 2010 году он через зарегистрированную в Колорадо компанию купил дом на горнолыжном курорте Аспен. Как отмечает следствие, на следующий год бизнесмен разослал письма соседям, чтобы представиться и тем самым подтвердить, что он владелец резиденции. В 2012 году Костин приобрел несколько предметов искусства, чтобы украсить этот дом. Их оценили в миллион долларов. С 2010-го по 2017 год глава ВТБ регулярно посещал Аспен в новогодние праздники. Тогда же в его доме периодически гостил Вадим Беляев, пишет Минюст США.
Уже после введения санкций Костин, а также Беляев и его помощник, американец Гэннон Бонд, договорились продать дом в Аспене и передать банкиру примерно 12 млн долларов, полученных с продажи.
Также в деле фигурируют две яхты: Sea Rhapsody за 65 млн и Sea & Us за 70 млн долларов. Обвинение утверждает, что связь яхт с Костиным подтвердили члены экипажа. С 2018-го по 2022 год для их содержания было проведено 100 платежей. При этом у Беляева и Бонда не было лицензии от управления по контролю за иностранными активами Минфина США на ведение бизнеса с подсанкционным Костиным. Комментирует адвокат, партнер BGP Litigation Сергей Гландин:
— Не скажу, что этот кейс по суммам очень большой, потому что уже довольно много таких санкционных кейсов, не хочу все эти фамилии называть. Тут вменяется один из эпизодов: продажа дома приблизительно за 12 млн долларов США без получения специальной лицензии. Здесь хочу отметить, что как раз суть финансово-экономических санкций заключается в невозможности для американских субъектов делового оборота (а господин Беляев как раз полностью подпадает под это определение) без специальной лицензии вступать, продолжать любые правоотношения с попавшими под санкции лицами. Именно такой эпизод был — продажа дома. И другие эпизоды, когда без получения специальной лицензии шла оплата в валюте «доллар США» за содержание и поддержание двух суперъяхт, которые через цепочку компаний принадлежат, опять же, попавшему под санкции лицу. Американские правоохранители смотрят за всеми фигурантами санкционного списка, поскольку, сами понимаете, это крупные бизнесмены, они не могут одномоментно, одночастно отказаться от всех финансово-экономических отношений в валюте «доллар США». А именно этого как раз и требуют санкции. Но если мы почитаем обвинительное заключение, в самом низу там говорится, что прокуратура выступила с ходатайством о конфискации в доход государства всех этих сумм, в том числе за проданный дом, и еще ряд картин они тоже хотят конфисковать в доход казны Соединенных Штатов Америки. То есть все, что эти лица получили в рамках оплаты за свою помощь, за свои услуги и всю цену договора за покупку дома.
— Как вы думаете, как они вообще могли быть связаны?
— Я могу только предполагать. Это два крупнейших банкира. Они, вероятнее всего, давно знакомы на каких-то профессиональных площадках, поскольку один возглавляет уже почти 20 лет государственный банк, а второй создал один из крупнейших частных банков России. Я думаю, что они могли быть знакомы очно.
Вадим Беляев основал финансовую группу «Открытие» еще в нулевых. В 2017 году ее крупнейший актив — банк «Открытие» — попал под санацию ЦБ. В тот же год Беляев уехал из России и сменил фамилию на Вольфсон. С тех пор дела против него открыты и в России, и в США.
Так, в 2019 году, после завершения санации «Открытия», ЦБ подал иск против топ-менеджеров банка, обвинив их в хищении средств. Суд арестовал их имущество на сумму почти 300 млрд рублей. Это коснулось и Беляева, его объявили в федеральный розыск. В 2020 году в суд на бывшего банкира подало уже само «Открытие» и в прошлом подконтрольный ему банк «Траст». Они утверждали, что Беляев организовал «мошеннические схемы по выводу активов из группы».
Банки подали уже несколько исков в Москве и Нью-Йорке, а бывший банкир регулярно оспаривает возможность проведения заседаний: то у истцов нет доказательств, что он живет в штате, где подан иск, то свидетели находятся в России и не могут приехать (а среди свидетелей защита называет лично Набиуллину). И до сих пор ему удавалось избежать разбирательств.
Теперь же ему грозит куда более серьезное наказание, считает адвокат в Лондоне Владимир Гладышев:
— Обход санкций со стороны любых лиц, прежде всего проживающих на территории США, американцами воспринимается как преступление, которое гораздо хуже по нынешним временам, чем убийство или ограбление. Для Соединенных Штатов это идеологический вопрос и вопрос политики. Если развалится их санкционная система, то внешняя политика США окажется, в общем-то, в тупике. Поэтому к ним будет применена максимальная жесткость, дело будет показательным.
— Есть ли какие-то опасения, что они пойдут на сделку со следствием?
— Как правило, по-моему, там статистика — около 80% обвинений в США заканчиваются сделкой со следствием, поэтому это не опасения, это реальная перспектива. Я не думаю, что у них вообще в принципе есть какая-то информация. Скорее всего, речь идет о том, что через них шли какие-то операции, если они вообще были. Во-вторых, Беляев из-за истории с банком «Открытие» находится, как я понимаю, в российских списках, к нему были претензии по линии банковского сообщества и по линии правоохранительных органов. Я не думаю, что у них вообще что-нибудь есть интересное для западных спецслужб. Я всю жизнь занимаюсь международными отношениями, и конфиденциальных историй, секретов не так много. Для Костина есть опасность в том, что против него немедленно будет возбуждено уголовное дело в США, это во-первых. Во-вторых, это экстрадиция по запросу США из любой страны, у которой с Соединенными Штатами есть соглашение о выдаче подозреваемых и преступников, и даже из ряда стран, с которыми нет такого соглашения. И, собственно говоря, я так понимаю, что господин Костин побывал во всех санкционных списках, которые существуют, поэтому он и так никуда не может путешествовать, а пока он находится в России, ему, естественно, ничего не грозит.
Кроме дела Беляева-Вольфсона, суд в США снял гриф секретности с другого дела об обходе санкций. Предпринимателя Владислава Осипова считают причастным к схеме «владения и эксплуатации» яхтой Tango, которая формально принадлежит Виктору Вексельбергу. В четверг, 22 февраля, Госдеп США объявил награду за информацию о его нахождении.
Также уже два года идет дело о суперъяхте Amadea стоимостью 300 млн долларов. По версии американских властей, она принадлежит находящемуся под санкциями бизнесмену Сулейману Керимову. Ранее прокуратура Нью-Йорка заявляла, что тот нарушил санкции, выплатив более миллиона долларов на техобслуживание суперъяхты через американскую финансовую систему, поэтому судно подлежит конфискации. Пока идет судебное разбирательство, издержки по обслуживанию Amadea ложатся на правительство США.