Маркетплейсам хотят установить лимит на рынке и запретить открывать новые ПВЗ при его превышении
Лента новостей
Это инициатива членов Совета Федерации, законопроект еще дорабатывается. Как он будет работать на практике, пока мало кто понимает, но его уже раскритиковали участники рынка
Если уложить суть инициативы в одно предложение, она выглядит так: если какой-либо маркетплейс уже занимает 25% рынка онлайн-продаж в определенном городе, поселке и так далее, новые пункты выдачи заказов в границах того же района ему будет открывать запрещено.
Лимит для каждого игрока будет индивидуальным, его посчитают от всего объема онлайн-продаж товаров за предыдущий финансовый год. Инициатор законопроекта, председатель комитета Совфеда по экономической политике Андрей Кутепов, говорит, что опирался на уже действующий аналогичный закон с торговыми сетями:
Андрей Кутепов председатель комитета Совфеда по экономической политике «В силу того, что маркетплейсы набирают обороты и прочно вступили в экономику, встроились в нее, назрела необходимость отрегулировать законодательно ряд вопросов, которые касаются работы с потребителями, сегмента доставки, вопросов безопасности вложений, безопасности персональных данных. Кроме того, необходимо встроить этот сектор в законодательство о защите конкуренции, этой работой мы сейчас и занимаемся. Доля маркетплейсов увеличивается в геометрической прогрессии, до 7 трлн рублей будет оборот за 2024 год, поэтому должно быть все законодательно урегулировано теми же участниками рынка. Наши предложения основываются на том опыте, который уже есть в стране. У нас достаточно большой опыт в части торговли, уже все отрегулировано достаточно, сети все уже стоят на определенных позициях, поэтому и здесь будет то же самое предложение, которое сейчас в последней стадии утверждения».
Закон, о котором говорит собеседник, ввел для торговых сетей лимит, при превышении которого они теряют возможность покупать или арендовать новые торговые площадки. Сделано это для того, чтобы условные «Пятерочки» или «Магниты» не плодились на каждом углу, там, где это уже и не нужно, а распространялись дальше, в отдаленные уголки и регионы. Нечто подобное хотят сделать и с маркетплейсами. Однако инициаторы не учитывают, что их поправки нанесут удар по простым предпринимателям, считает президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов:
Артем Соколов президент Ассоциации компаний интернет-торговли «Уже в сентябре прошлого года вступил в силу разработанный ФАС антимонопольный пакет, это был пятый антимонопольный пакет, где прописаны уже все меры антимонопольного воздействия, которые могут применяться к участникам цифровых рынков, в том числе и к рынку электронной коммерции. В целом он и был разработан для прогрессивного воздействия на агрегаторы, маркетплейсы, чтобы создать барьеры для злоупотреблений на цифровых рынках. Более того, он современный и полностью отвечает всем реалиям, учитывая специфику развития цифровых рынков. Что касается непосредственно предложения по определению допустимой доли маркетплейсов в виде запрета на открытие новых ПВЗ, мне он кажется не только избыточной, но и вредной инициативой. Для нас это будет означать, что при достижении пороговых значений ни один предприниматель в стране не сможет сотрудничать с площадкой в качестве партнера. По сути, у нас есть сейчас миллион предпринимателей, которые работают с площадками, то есть миллион первый предприниматель уже будет какой-то не такой и сотрудничать с ним не сможет. Действительно, есть такая практика в продовольственном ретейле, когда сетям запрещают развитие после того, как они занимают определенную долю в конкретном регионе, запрещают открывать новые магазины. Связано это было с тем, чтобы дать возможность развиваться региональному бизнесу, который в этих регионах представлен. Но ключевое здесь отличие в том, что открывают те самые пункты выдачи заказов как раз те самые региональные бизнесмены. То есть там, где появляется интернет-торговля, появляются логистика и местный бизнес и начинают развивать свои логистические службы, открывать пункты выдачи заказов, выдавать через них товары, причем все эти пункты являются партнерскими. Я уверен, что законодатель не ставил своей целью ограничить возможность людей зарабатывать на жизнь путем открытия собственного бизнеса, но пока инициатива именно таким образом выглядит».
Новые инициативы, ограничивающие работу маркетплейсов, проходят на фоне активных и скандальных обсуждений другого, глобального законопроекта, регулирующего всю отрасль электронной коммерции. Недавно ФАС неожиданно обнаружила, что Wildberries и Ozon занимают коллективное доминирующее положение на рынке с долей в 80%. К этому законопроекту тоже возникло множество претензий, но дело продвигается. Business FM спросила одного из инициаторов проекта о регулировании маркетплейсов, депутата Артема Кирьянова, о новом предложении от Совфеда:
Артем Кирьянов депутат «У нас нет инструментария для регулирования. Собственно, ПВЗ — кто бы знал десять лет назад, что это такое. И, судя по всему, законопроект коллеги Кутепова опирается на некую аналогию, связанную с антимонопольным регулированием. У нас есть форматы и 25%, и 35% присутствия. Что касается статуса тех предпринимателей, которые работают с маркетплейсами, в том числе в статусе ПВЗ, это, конечно, важный вопрос, но более важна защита законных прав и интересов клиентов маркетплейсов, потребителей. На первый взгляд я не вижу необходимости четко очерчивать такие границы по пунктам выдачи заказов, потому что не в этом заключается сущность монополий электронных площадок».
Business FM обратилась с запросами в Wildberries и Ozon. В Ozon перенаправили в Ассоциацию компаний интернет-торговли, мнение которой Business FM уже услышала. А в Wildberries отметили, что большинство ПВЗ развиваются по партнерской модели и новые ограничения станут препятствием для малого бизнеса, скажутся на доходах продавцов, а также на доступности товаров в отдаленных регионах.