«Нефтьмагистраль» пожаловалась на невозможность купить топливо на бирже в Петербурге
Лента новостей
Компания винит в этом скоростные алгоритмы и сообщает, что потом получает предложения выкупить топливо по более высокой цене
Обновлено в 17:00
Частные операторы автозаправочных станций не могут купить топливо на бирже. На невозможность приобрести необходимое количество топлива на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже пожаловался один из крупнейших российских операторов АЗС — «Нефтьмагистраль». Эта сеть владеет более чем 100 АЗС в Московском регионе.
Компания связывает сложности с закупками с высоким спросом и использованием некоторыми трейдерами торговых алгоритмов, которые скупают товар быстрее, чем человек.
«Нефтьмагистраль» с 12 января не смогла приобрести ни одного лота Аи-95 и Аи-92 на базисах Московского, Рязанского и Ярославского нефтеперерабатывающих заводов. Компания направила соответствующие письма в ФАС и Минэнерго. Комментирует коммерческий директор сети АЗС «Нефтьмагистраль» Сергей Соловьев:
Сергей Соловьев коммерческий директор сети АЗС «Нефтьмагистраль» «Люди, которые не используют роботов, находятся в заведомо невыгодном положении. Мы, например, за последнее время сегодня первый раз купили одну бочку на торгах, и мы смогли ее купить только потому, что заявку поставили на прецессии. Сегодня нам повезло, а все остальное мы за роботом физически не успеваем. Как происходит процедура покупки топлива? Все знают, какая вчера была рыночная цена и с какой цены начнутся торги, поэтому все находятся в одинаковом положении, все могут заранее ровно в 10:45 поставить заявку и спокойно нажать на кнопочку. У кого раньше заявка прилетела, тот выигрывает. По какой-то причине часть заявок, мы это видим, встает раньше. Мы обращались на биржу с просьбой разобраться, почему какой-то пул заявок встает первым, а потом все остальные. Ответа пока не получили, но я надеюсь, биржа с этим разберется. Если мы говорим, что эта история будет устранена, все находятся в равном положении. А дальше происходит процедура, когда в зависимости от того, какой объем был куплен, по какой цене, формируется рыночная новая цена и в условиях ажиотажного спроса все выставляются по верхней границе. Человек рассчитать эту верхнюю границу может гораздо медленнее, чем автоматизированная система. Поэтому автоматизированная система, которая делает это быстро и четко, имеет преимущество. У нас есть прямые контракты с нефтяными компаниями, в рамках этих контрактов мы получаем топливо. Если бы этих контрактов не было, то есть мы не берем все через один канал, если бы мы были завязаны только на биржу, то через 15 дней мы бы встали без топлива».
Старший вице-президент Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи Антон Карпов заявил, что биржа постоянно отслеживает поведение участников торгов и принимает меры против недобросовестных игроков.
Антон Карпов старший вице-президент Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи «На бирже существует практика работы с недобросовестными торговыми практиками. Она регламентирована кодексом этики. Этот документ постоянно совершенствуется. Если обнаруживаются новые практики или действия участников, которые, по мнению совета секции, выходят за рамки обычного поведения, в этом случае принимается решение о введении критериев мониторинга подобного рода поведения участников торгов и к участникам, которые допускают их нарушения, применяются санкции. За прошлый период времени такие санкции применялись неоднократно, начиная от формальных предупреждений, что, уважаемые господа, вы нарушаете те или иные нормы, определенным бизнес-сообществам, вплоть до отстранения от участия в организованных торгах. Есть формализованные критерии мониторинга — по количеству подаваемых заявок в определенные периоды времени, по их результативности. В частности, на прошлой неделе были приняты новые критерии не только быстроты подачи заявок, но их результативности по отношению к другим участникам торгов. Заявка подается менее чем за одну секунду, и участник такими заявками добился результата, приобретя более 50% объема на одном биржевом инструменте. Сейчас это все будет мониториться, и если какие-то критерии покажутся недостаточными, участники рынка их скорректируют. Мы, соответственно, включим это в нашу ежедневную работу по отслеживанию торговой активности участников торгов».
По его словам, этический кодекс действует на всех торговых секциях площадки, но на практике он применяется только в товарно-сырьевом секторе.
Если правила площадки запрещают торговлю при помощи алгоритмов, то игроки должны этому следовать, но ничего страшного в такой торговле нет, говорит управляющий директор инвестиционной компании «Алго капитал» Михаил Ханов:
Михаил Ханов управляющий директор инвестиционной компании «Алго капитал» «Вы не успели купить по выгодной цене, да, это преимущество автоматизации, IT. Весь мир сейчас переходит на эти рельсы ровно с такими целями, чтобы делать все быстрее, точнее и выгоднее. Что такое робот? Это автоматизация алгоритма, который задает человек. Соответственно, человек, тот же самый трейдер либо спекулянт, который долгое время наблюдал за этим процессом либо торговал вручную, видит некие закономерности, повторяющиеся из раза в раз процессы, он их автоматизирует. Соответственно, то, что автоматизировано, происходит гораздо быстрее, точнее, без эмоций. То есть робот не может сказать: «Ой, нет, давайте я подожду, может, будет еще лучше». У него заложена определенная программа действий, он ее выполняет. Скорее всего, там есть сравнения, есть по дням определенные объемы, то есть все это анализируется, так называемая работа с большими данными, то есть анализируются данные — по каким дням какое предложение идет. Соответственно, программа выясняет, что лучшие предложения идут, например, по вторникам после шести и по средам до 12, в этот момент она рассчитывает средние цены, выставляет делает это быстрее, чем те, кто следит глазками и ставит заявки вручную. Для того и сделан рынок, чтобы он регулировал неэффективности. Есть умные люди, которые посмотрели, как это работает, вложились интеллектуально, написали программы и зарабатывают деньги. Дальше надо разбираться в схеме. Если хватает сил, то можно, например, у них не покупать потом то, что они выкупили, спекулянты. Они же потом пытаются продать дороже, не покупайте у них, подержите их с нефтью, с бензином неделю, месяц, им негде будет хранить ее».
Алгоритмы для покупки топлива на бирже используют многие российские топливные компании, говорит президент Российского топливного союза и Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша:
Евгений Аркуша президент Российского топливного союза и Московской топливной ассоциации «У многих компаний, которые закупают топливо на бирже, есть такие средства. Они в общем виде не запрещены, но это недобросовестные практики, поэтому для борьбы с ними используется этический кодекс, который существует на бирже. Таким способом с ними пытаются бороться. Это не сегодняшняя ситуация, роботы используются практически с момента работы биржевых торгов, но они приобретают все более и более изощренные формы, и методы борьбы с ними существуют, и они используются. Но роботы подстраиваются под разработки и методики контроля, и подстраиваются быстрее, чем принимаются меры для борьбы с ними. Роботы появляются тогда, когда нарушается баланс спроса и предложения на бирже. Если спрос и предложение в балансе, все спокойно, не нужны роботы, ты и так купишь, но когда спрос превышает предложение, тут вступают в дело роботы, они успевают быстрее, и те, кто их не использует, по сути дела, добросовестные покупатели, оказываются в проигрыше. Цены пошли вверх, с одной стороны, по объективным причинам, потому что те изменения в Налоговом кодексе, которые введены с 1 января, сами по себе должны были привести к росту цен, может быть, не такому значительному, но тем не менее рост акцизов, снижение выплат по демпферу, обнуление экспортной пошлины и так далее само по себе толкает цены вверх, но есть и другие причины. В первую очередь это авария на Нижегородском НПЗ, которая привела к тому, что ушли большие объемы с рынка, а сама компания «Лукойл» вынуждена покупать на рынке для замещения выпадающих объемов. И еще сами нефтяные компании всегда покупали товар на бирже для своих сбытов, для этого существовала дополнительная сессия, там не было торгов, это были адресные сделки, где цены формировались по результатам основной сессии. Сейчас они вынуждены осуществлять эти покупки в основной торговой сессии. Естественно, они создают дополнительный спрос, он влияет на ценовые индикаторы».
Ситуация с ростом цен на топливо пока не критическая, считает зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер», автор телегам-канала Oilfly Дмитрий Гусев:
— Низкая база после ряда мер, принятых правительством, в том числе запрет экспорта, цены снижались очень глубоко. В текущем моменте есть некая коррекция с тех низов, которые есть, в преддверие активного сезона, плюс есть ряд технических, технологических факторов, которые на бирже мешают адекватному удовлетворению спроса. Весь процесс биржевого ценообразования находится под еженедельным и ежедневным контролем ФАС и Министерства энергетики, пока никаких критических точек не достигнуто, я не думаю, что они будут достигнуты. Поэтому говорить, что там цены вверх и вниз, это обычные рыночные движения, пока заправки находятся в плюсовой зоне, поэтому смысла нет предпринимать экстренные меры.
—Насколько дороже перекупщики, использующие роботов, потом перепродают топливо компаниям?
— Любая финансовая биржа подразумевает использование роботов, и когда мы смотрим, сколько стоит нефть, доллар, акции, мы все прекрасно понимаем, что все уже давно используют роботов. И позиция о том, что роботы — это плохо, оно не плохо, оно как есть. Вопрос в другом, что у ликвидности, то есть такого объема торгов, как на срочном рынке в Лондоне или на Московской бирже, там нет. Позиция игроков, с одной стороны, понятна, с другой стороны, формально робота нельзя использовать, но кто-то их использует, почему остальным тогда нельзя использовать роботов. Либо вы уже говорите, что давайте вообще откажемся от системы биржевой торговли и перейдем к разумному планированию и распределению, постольку-поскольку невозможны одновременно биржевая торговля и роботы, это единый аргумент, от которого нельзя отказаться. Возвращаясь к наценкам, они разные, грубо говоря, люди зарабатывают от 500 до 1000 рублей на тонне.
Биржевые цены на топливо в России растут с начала года. Так, цена за тонну Аи-95 выросла более чем на 22%, почти до 53 тысяч рублей, а Аи-92 — примерно на четверть, его цена превысила 50 тысяч рублей. О причинах роста цен говорит эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Людмила Рокотянская:
Людмила Рокотянская эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» «Если рост цен на розничном рынке регулируется Федеральной антимонопольной службой, то биржевые цены находятся в свободном обращении. В целом весь этот оптовый рынок нефтепродуктов регулируется крупными игроками, это «дочки» крупных нефтяных компаний. А вот независимые игроки, независимые НПЗ давно жалуются на дисбаланс между розничными ценами и биржевыми, а теперь еще и в силу каких-то подключений алгоритмической торговли они не могут в целом закупить топливо. Здесь я бы выделила две причины такой ситуации. Первая, фундаментальная, — нехватка топлива, вторая — рыночные игры, крупные игроки вытесняют мелких, то есть если у вас длительное время биржевые цены удерживаются на высоком уровне, то страдает маржинальность бизнеса. Ситуация может сильно ударить по независимым АЗС. Никто не запрещает использовать торговых роботов, здесь сама биржа должна проверять добросовестность или недобросовестность».
Старший вице-президент Петербургской товарно-сырьевой биржи Антон Карпов заявил «Интерфаксу», что биржа постоянно отслеживает поведение участников торгов и принимает меры против недобросовестных игроков.