Экс-губернатор Пензенской области сел на 12 лет за взятки от главы «Биотэка»
Лента новостей
Также Иван Белозерцев выплатит штраф в 450 млн рублей. Самого Бориса Шпигеля суд отправил в колонию на 11 лет, что, по мнению защиты, с учетом проблем со здоровьем равносильно «смертному приговору». Помимо неприятностей, связанных с уголовным делом, фигурантам также грозит изъятие еще 10 млрд рублей
Измайловский суд Москвы приговорил к 12 годам лишения свободы со штрафом в размере более 450 млн рублей бывшего губернатора Пензенской области Ивана Белозерцева. Он был признан виновным в получении в 2019-2020 годах взяток на сумму более 30 млн рублей от главы группы компаний «Биотэк» Бориса Шпигеля за заключение с его фирмами выгодных контрактов на поставку медикаментов.
Предприниматель получил на год меньше — 11 лет заключения с аналогичным штрафом. Еще четверо фигурантов, включая жену бизнесмена Евгению Шпигель, были осуждены на сроки от 7,5 до 8,5 года колонии за дачу взяток и посредничество.
Несмотря на то что дело с марта 2023 года слушалось в СИЗО «Матросская Тишина», огласить приговор судья Екатерина Степина решила в здании районной инстанции. Удалось ей это сделать со второй попытки — первоначально процедура была назначена на 22 января, однако ее отложили без объяснения причин.
Как и в прошлый раз, пятерых фигурантов, включая Белозерцева, привезли в суд. С шестым — Борисом Шпигелем — организовали видеосвязь из СИЗО, так как медики не рекомендовали его доставку (Шпигель страдает целым рядом сердечно-сосудистых и неврологических заболеваний. — BFM). Его лицо на экране монитора «Матросской Тишины» было едва различимо. Сопровождали Бориса Шпигеля двое сокамерников, которые помогают бизнесмену перемещаться по изолятору, когда там не может проехать инвалидное кресло.
Поскольку по новым правилам судьи оглашают вводную и резолютивную части приговора, на все ушло несколько минут. Однако понять, что тихим голосом быстрым темпом произнесла судья, удалось не сразу.
Ключевой фигурант — Иван Белозерцев — был признан виновным в нескольких эпизодах получения взяток в особо крупном размере (ч. 6 ст. 290 УК РФ), а также в незаконном хранении огнестрельного оружия — пистолета Макарова с патронами (ч. 1 ст. 222 УК РФ), найденного в ходе обыска в его кабинете.
Помимо штрафа в 450 млн 57 тысяч рублей, это 15-кратный размер взятки, судья лишила его госнаград — ордена Почета и медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Также Белозерцеву запрещено в течение десяти лет после освобождения занимать должности на госслужбе.
Три года под арестом
Губернатор Пензенской области Иван Белозерцев был арестован в марте 2021 года и снят с должности в связи с утратой доверия по подозрению в коррупции. В СИЗО также оказался предполагаемый взяткодатель, бывший сенатор от региона, экс-продюсер и бывший тесть певца Николая Баскова, глава группы фармацевтических компаний «Биотэк» Борис Шпигель. Та же участь постигла четверых соучастников: жену бизнесмена Евгению Шпигель, директора ОАО «Фармация» (эта компания управляет аптечным бизнесом группы компаний «Биотэк») Антона Колоскова, водителя губернатора Геннадия Маркова и заместителя главы представительства Пензенской области при кабмине, родственника Белозерцева Федора Федотова. В зависимости от роли им вменили дачу взятки должностному лицу в особо крупном размере или посредничество (ч. 5 ст. 291 и ч. 4 ст. 291.1 УК РФ).
Следствие пришло к выводу, что в 2019-2020 годах Иван Белозерцев за взятки в размере 20 млн рублей сделал фирмы Бориса Шпигеля главными поставщиками лекарств и изделий медицинского назначения в Пензенской области, обеспечив заключение с ними не менее 99 выгодных фармацевтических госконтрактов.
Еще 4 млн рублей чиновник получил от бизнесмена за общее покровительство его фирмам. Как взятку Следственный комитет также расценил получение Белозерцевым в подарок часов Breguet стоимостью 5,8 млн рублей, а также безвозмездное пользование автомобилем Mercedes, что СКР трактовал как услугу «имущественного характера» на сумму около 166 865 рублей.
Деньги из «банка приколов»
Сразу после задержания Иван Белозерцев признал вину в получении 20 млн рублей от Бориса Шпигеля, которые тот, по его словам, выделил на его предвыборную кампанию. Однако затем фигурант отказался от этих показаний, сказав, что был не в себе, так как следственные действия без сна и еды длились 20 часов.
В итоге в суде Белозерцев не признал вину, а его защита с помощью денег из «банка приколов» пыталась опровергнуть версию обвинения о том, что Федор Федотов забирал у Шпигеля наличность для губернатора. Адвокаты утверждали, что пачки с купюрами хоть и влезли бы в черную холщовую сумку, которая была при нем, но ездить с ней по городу в общественном транспорте было бы нереально, так как наличность торчала бы наружу. Отрицал Белозерцев получение и других взяток. Так, он заявил, что не знал о стоимости подаренных ему часов, а когда выяснил это, сразу попытался вернуть их Шпигелю, но тот уже отбыл на лечение в Израиль.
Борис Шпигель факт дачи взяток губернатору отрицал и заявил, что крупную сумму денег в инкриминируемый период он израсходовал на покупку редкой книги о коронации императора Александра II, изданной в XIX веке, за которую заплатил 8 млн рублей.
Наказание
В ходе прений обвинение настаивало на 13 годах колонии строгого режима для Белозерцева. Остальных фигурантов прокуроры предложили осудить на сроки от восьми до 12 лет заключения. В свою очередь, защита просила фигурантов оправдать. Суд счел их вину доказанной.
Приговор оказался незначительно мягче, чем запрошенные прокурорами сроки: Бориса Шпигеля суд отправил в колонию на 11 лет также со штрафом в 450 млн 57 тысяч рублей. Он был лишен медали ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени.
Его жена Евгения Шпигель и Антон Колосков получили по 8,5 года со штрафами в 150 млн и 60 млн рублей соответственно. А Геннадий Марков и Федор Федотов были осуждены на 7,5 года заключения каждый. При этом все подсудимые будут отбывать наказание в колонии строгого режима, а Евгения Шпигель — в колонии общего режима (по закону для женщин строгий режим не предусмотрен).
«Смертный приговор»
Покидая суд, адвокаты фигурантов заявили, что не согласны с приговором и намерены подать на него апелляцию. «По некоторым эпизодам не то что состава, события преступления нет», — сказал Business FM адвокат Ивана Белозерцева Алексей Шуварин. А защитница Бориса Шпигеля Зарина Фарниева заявила корреспонденту радиостанции, что назначенный ее клиенту срок равносилен «смертному приговору». Она отметила, что на протяжении трех лет, что продолжались следствие и судебный процесс, ее подзащитный практически не выходил из тюремных больниц, оказался прикован к инвалидному креслу, а в марте 2023 года перенес инфаркт.
«Его ни разу не доставили в суд, а процесс был выездным из-за того, что медики не разрешили транспортировать Шпигеля из-за угрозы его жизни и здоровью», — напомнила она. Адвокат считает, что доказательств лоббирования бывшим губернатором интересов Бориса Шпигеля в деле нет, «материалами следствия это не подтверждается».
Иск на 10 миллиардов
В ходе следствия у подсудимых было арестовано имущество (так, у Бориса Шпигеля под арест попали предметы искусства, среди которых были редкие книги, а также коллекции монет и картин), и суд оставил его под арестом до вступления приговора в силу. Если он устоит в апелляции, собственность обратят в доход государства для обеспечения выплаты штрафов.
Это не все претензии правоохранителей к фигурантам, которым, очевидно, придется заплатить в несколько раз больше. В Октябрьском суде Пензы в настоящее время рассматривается иск Генпрокуратуры, которая требует взыскать с Ивана Белозерцева, Бориса и Евгении Шпигель, ряда подконтрольных им компаний и Антона Колоскова 9,9 млрд рублей в доход государства. Свое требование надзорное ведомство обосновывает нарушением губернатором антикоррупционного законодательства. По мнению силовиков, Иван Белозерцев нарушил запрет заниматься коммерческой деятельностью в бытность чиновником, так как фактически оказался вовлечен в бизнес группы компаний «Биотэк».
Компания в настоящее время переживает процедуру банкротства — в феврале 2023 года ее счета были заблокированы, а в марте введена процедура наблюдения, которая означает первую стадию банкротства.
Разбирательство по иску первого заместителя генерального прокурора России Игоря Ткачева проходит при закрытых дверях, и исход дела не за горами: 26 января в суде продолжатся прения сторон, после которых суд уйдет на решение. Адвокаты Ивана Белозерцева не сомневаются, что суд иск удовлетворит, «если государство поставило такую задачу». Впрочем, по словам адвоката экс-чиновника Алексея Шуварина, у его клиента брать особенно нечего — в рамках уголовного дела под арест попали жилой дом с землей, гараж а также одна четвертая доли квартиры в Пензе.
Для Бориса Шпигеля этот иск означает намного большее. В случае его удовлетворения компания может прекратить свое существование, а его кредиторы останутся ни с чем, прогнозирует газета «Известия».